СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № 04 от 07.04.2023г. УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от 25.04.2023г. № 302 Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23 им. Героя Советского Союза С.Д.Пошивальникова» И.В. РЫБЕЦ Локальный акт № 312 Положение о внутришкольной профилактике учебной неуспешности обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 23 имени Героя Советского Союза С.Д. Пошивальникова» 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), Уставом МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23 им. Героя Советского Союза С.Д. Пошивальникова» (далее – школа), локальными актами и регламентирует деятельность педагогического коллектива с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися и их родителями (законными представителями). Основные направления и виды деятельности: выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся; принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости обучающихся и качества знаний обучающихся. Основные понятия настоящего положения: Слабоуспевающий – это обучающийся, который показал в течение учебного периода низкий уровень и низкое качество подготовки по предмету (предметам), имеющий более трех - четырех неудовлетворительных текущих отметок по предмету (нескольким предметам) в течение учебного периода, ликвидировавший их и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Неуспевающий – это обучающийся, который показал в течение учебного периода низкий уровень и низкое качество подготовки по предмету (предметам), имеющий более трех-четырех неудовлетворительных текущих оценок по предмету (нескольким предметам) в течение учебного периода, и получивший одну или более неудовлетворительных оценок в ходе промежуточной аттестации. Зона повышенного внимания (ЗПВ) – обучающиеся, по итогам учебных периодов имеющие 1-2 отметки «5» или «4». 2. Цели и задачи работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися 2.1. Обеспечение выполнения действующего законодательства в области образования. 2.2.Принятие комплексных мер, направленных на повышение уровня освоения образовательных программ и качества знаний обучающихся. 2.3.Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации. 2.4.Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников. 2.5.Реализация разноуровнего, вариативного, индивидуального обучения, формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду. 2 2.6.Повышение ответственности родителей (законных представителей) за обучение детей в соответствии с законодательством. 3. Система мер по совершенствованию предупреждению неуспеваемости школьников образовательного процесса по 3.1. Профилактика неуспеваемости на уроке: 3.1.1.Специальный контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшее затруднение. Тщательный анализ и систематизация ошибок, допускаемых учениками в устных ответах, письменных работах; выявление типичных для класса ошибок и концентрация внимания на их устранение. Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Обобщение итогов усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявление причин отставания по окончанию изучения темы или раздела. 3.1.2.Обязательная проверка в ходе урока степени понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечение разнообразия методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать учебный материал. 3.1.3.Подбор заданий для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Включение в содержание самостоятельной работы заданий по устранению ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Четкий инструктаж о порядке выполнения письменных самостоятельных работ. Обучение самопроверке и самоконтролю. 3.1.4.Обеспечение в ходе домашней работы повторения пройденного. Концентрация внимания обучающихся на наиболее существенных элементах, вызывающих наибольшие затруднения при выполнении домашнего задания. Четкий инструктаж обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласование объема домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся. 3.2. Помощь неуспевающему обучающемуся на уроке: 3.2.1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, увеличение времени для подготовки ответа у доски. Предложение обучающимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 3.2.2.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 3.2.3.Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим и неуспевающим обучающимся вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. 3.2.4.Привлечение слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. 3 3.2.5.Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 3.2.6.Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. 3.2.7.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. 4. Алгоритм деятельности учителя со слабоуспевающими и с неуспевающими обучающимся и их родителями (законными представителями), а также с обучающимися ЗПВ 4.1.Использовать на уроках различные виды индивидуальный и др.) для объективности результата. опроса (устный, письменный, 4.2.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце учебного периода, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. 4.3.Комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем). Поощрять самооценку обучающегося. 4.4.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за знаниями, умениями, навыками и универсальными учебными действиями. 4.5.Определить время, за которое слабоуспевающий и неуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. 4.6.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей (законных представителей) ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (три и более неудовлетворительных отметки – «2»). 4.7.Не снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке, использовать другие методы воздействия. 4.8.Организовать дополнительные внеурочные консультации по предмету для обучающегося и его родителей в случаях, если: обучающихся не пропускал уроков без уважительной причины; обучающийся регулярно самостоятельно (не списывает) выполняет домашние задания; 4 обучающийся не нарушает дисциплину на уроке и не отказывается работать; родители обучающегося сотрудничают с учителем в течение учебного периода по вопросу улучшения качества знаний. 4.9.При выполнении п. 4.1.-4.8 и отсутствии положительного результата доложить администрации школы о низкой успеваемости обучающегося для принятия дальнейшего решения директором школы. 5. Алгоритм деятельности классного руководителя 5.1. Выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу-психологу, социальному педагогу, учитывая, что к возможным причинам можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине); недостаточную домашнюю подготовку; низкие способности; нежелание учиться; недостаточную работу на уроке; необъективность выставления отметок на уроке; большой объем домашнего задания; o высокий уровень сложности материала; другие причины. 5.2.В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная). 5.2.1.Уважительными причинами считаются: болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской (на срок не более 1-го дня) от родителей; мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие; освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя; по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора школы). 5.2.2.Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия обучающегося. 5.2.3.Немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в электронном дневнике или через сообщение родителям (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, через совет профилактики (если прогулы систематические). 5.3.В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке провести профилактическую работу с родителями (законными представителями) ученика, обращаясь за помощью к педагогу-психологу. В случае уклонения родителей от своих обязанностей известить о неуспеваемости обучающегося заместителя директора по УВР 5.4.В случае указания обучающимся на завышение объема домашнего задания обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору школы, заместителю директора по учебно-воспитательной работе , чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам. 5.5. Организовать помощь слабоуспевающим и неуспевающим обучающимся со стороны актива класса. 5.6. В случае выполнения п. 5.1.-5.5. и отсутствия положительного результата сообщить о неуспевающем обучающемся администрации школы, предоставив ходатайство о проведении совета профилактики 6. Обязанности и права обучающихся 6.1.Ученик обязан регулярно выполнять домашнее задание по различным учебным дисциплинам, своевременно представлять учителю на проверку письменные домашние задания. 6.2.Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке. 6.3.Ученик, пропустивший учебные занятия по уважительной или без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал. 6.4.В случае затруднения ученик имеет право обратиться к учителю за консультацией как во время урока, так и во внеурочное время. 7. Обязанности и права родителей. 7.1.Родители обязаны явиться в школу по требованию учителя-предметника, классного руководителя или администрации школы. 7.2.Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его регулярное посещение школы. 7.3.Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам. 7.4.Родители берут полную ответственность за освоение пропущенного программного материала, за пропуски обучающихся с формулировкой «по семейным обстоятельствам». 7.5.Родители обязаны исключить требования разовых заданий у учителя-предметника с целью улучшения отметки за учебный период. 7.6.Родители имеют право посещать уроки, по которым обучающийся не успевает, т.е. имеет неудовлетворительные отметки. 7.7.Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы 7.8.В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей (законных представителей) в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 8. Функции администрации школы 8.1. Директор школы: 8.1.1Осуществляет постоянный контроль за реализацией предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости. 8.1.2.Обеспечивает единство действий всего предупреждению неуспеваемости школьников системы педагогического мер по коллектива по 8.1.3.Координирует действия педагогов с родителями и общественностью по месту жительства детей. 8.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: 8.2.1.Пишет аналитическую справку по итогам учебных достижений обучающихся. 8.2.2.Осуществляет обучающимися. специальный контроль за работой с неуспевающими 8.2.3.Обобщает передовой опыт работы по предупреждению неуспеваемости учителейпредметников с его широким обсуждением на педагогических советах. 8.2.4.Включает в тематику педагогических предупреждением неуспеваемости обучающихся. советов вопросы, связанные с 8.2.5.Анализирует результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 8.3.Заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог организуют проведение советов профилактики. 9. Деятельность педагогического совета, совета профилактики 9.1.Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на неуспевающего обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 9.2.Педагогический совет принимает решение о переводе неуспевающего обучающегося в следующий класс с академической задолженностью, которую необходимо будет ликвидировать в соотвествии с действующим законодательством. 10. Данное Положение принято на неограниченный срок и может быть заменено на актуальную версию в случае необходимости. 7