Рабочая программа по курсу "Основные вопросы биологии"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего
образования по биологии, примерной программы по биологии, рекомендованной
Министерством образования и науки; основной образовательной программа школы.
Учебный курс «Основные вопросы биологии» изучается в 11 классе, рассчитан на 34 часа.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика.
Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов
и отраслей генетики занимает генетика человека.
Учебный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов. В
содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты.
Изучение курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических
дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и
биохимии, гистологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Изучение учебного курса «Основные вопросы биологии » не только обеспечивает
приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной
общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и
пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного
человека.
Учебный курс включает 8 разделов, который показывает результативность работы и
готовность к аттестации. В контрольную работу, выполняемую выпускниками средней
школы, входят задания по курсу основной школы.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и жизнедеятельности
клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из смежных предметов — химии,
физики. Повторение этих знаний в 11 классе делает их более прочными и обоснованными.
Это касается также решения познавательных задач по молекулярной биологии, генетике и
экологии.
Сроки реализации 2024-2029 г.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У обучающегося будут сформированы:




умение управлять своей познавательной деятельностью;
осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:




готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД

Учащийся научится:






составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;



выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, , исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их
преодоления. Учащийся получит возможность научиться:

Цели и задачи курса «Основные вопросы биологии» 11 класс
Цели:
освоение знаний о различных механизмах наследования признаков у человека; об
особенностях человека как объекта генетических исследований и основных методах изучения
генетики человека; об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о
заболеваниях с наследственной предрасположенностью; о модификационной изменчивости в
популяции человека;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; решать генетические задачи,
связанные содержанием с генетикой человека; составлять генеалогические (родословные)
древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду
поколений; осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет;
работать с учебником и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;
работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем.
Задачи- показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой
древности;


закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в
курсе общей биологии;



показать особенности человека как объекта генетических исследований;



показать генетические основы индивидуальности каждого человека;



знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека;



показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у
человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей;



показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения
аномалий у ребенка конкретной супружеской пары;





самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании
достижения
целей
учитывать условия и средства их достижения.

самостоятельно

и

адекватно

Познавательные УУД Учащийся научится:



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;



искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:



находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;



находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:



осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;



при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:



координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;



развернуто,
логично
и точно
излагать
свою
точку
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и
образовательную

зрения

с

коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения курса
Выпускник научится:



Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности,
ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.




Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.



Обобщать и применять знания о многообразии организмов. Выпускник получит возможность
научится:




Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.

Обобщать

и
применять
уровне организации жизни.

знания

Сопоставлять
биологические
объекты,
проявляющихся на всех уровнях организации жизни.




Устанавливать





Работать с текстом или рисунком.

последовательность

о

клеточно-организменном

процессы,

явления,

биологических объектов,процессов, явлений.

Применять биологические знания в практических ситуациях (практико- ориентированное
задание).

Обобщать и применять знания в новой ситуации
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой
ситуации.



Решать
задачи
по
генетике
наприменение знаний в новой ситуации.



Решать
задачи
молекулярной биологии
базового
уровня иповышенного
на применение знаний в новой ситуации
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Основные вопросы биологии»
(Биология, 11 класс)
Введение (1 час)
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при
выполнении тестовых заданий.
Входное тестирование. Выполнение Демо-версий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка
выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия
.
Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 часа)
Общебиологические закономерности (1час).
Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный
план передачи генетической информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире (1час).
Вклад учёных в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии
биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук, Л.
Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие
представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.

базового

уровня и

повышенного

Практикум «Нахождение соответствия при прохождении темы «Уровни организации
живой материи» (1 час).
Уровни организации материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный,
организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Признаки уровней:
системность, саморегуляция и др.
Практикум «Основные свойства живого» (1час).
Рост, развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии,
саморегуляция, движение, определённый химический состав. Характеристика свойств живого
Раздел 2. Клетка как биологическая система (8 часов)
Химический состав клетки (1час).
Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты» (1час).
Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция.
Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность.
Практикум
«Нахождение
соответствия между строением, свойствами и функцией органических веществ в клетке»
(1час).
Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная,
сигнальная и др.
Структурно-функциональная организация эукариотических клеток (1час).
Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы. Связь строения и функции на конкретных
примерах.
Практикум «Клетки прокариот» (1час).
Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой.
Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Метаболизм в клетке (1час).
Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез.
Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ и её роль в
клетке. Подготовительный, бескислородный и кислородный этапы превращения энергии.
Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии» (1час).
Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение, описание,
моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии. Клеточная инженерия.
Неклеточные формы жизни (1час).
Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и
жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Раздел 3. Организм как биологическая система (6 часов).
Практикум «Размножение организмов» (1час).
Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое. Способы
размножения организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение.
Общие
закономерности онтогенеза (1час).
Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический
закон и его значение.
Развитие организмов (1час).
Развитие прямое и непрямое (с полным и неполным превращением). Влияние окружающей
среды на развитие организма (зародыша). Рудименты и атавизмы.
Закономерности наследственности и изменчивости (1час).
Носители наследственной информации – нуклеиновые кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение. Независимое и

сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость: комбинативная и
мутационная. Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение
наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции. Практикум «Решение
задач по генетике» (1час).
Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание. Другие
виды наследования признаков.
Практикум «Составление родословной» (1час).
Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения наследования признаков у
человека. Изучение родословной и составление схемы генеалогического древа семьи. Решение
задач.
Раздел 4. Многообразие организмов (5 часов).
Практикум «Основные систематические категории» (1час).
Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации.
Таксоны. Двойные названия для видов.
Характеристика царства Растения (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе
и жизни человека. Эволюция растений.
Характеристика царства Животные (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе
и жизни человека. Эволюция животных.
Характеристика царства Грибы (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности грибов. Роль в
природе и жизни человека. Лишайники.
Практикум «Использование организмов в биотехнологии»(1час).
Биологические
основы выращивания культурных растений и домашних животных. Направление развития
биотехнологии.
Раздел 5. Человек и его здоровье (4 часа).
Биосоциальная природа человека (1час).
Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты
сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих
(человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека (3
часа).
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и
превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности
организма. Высшая нервная деятельность.
Раздел 6. Надорганизменные системы (3 часа).
Эволюция органического мира (1час).
Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических
ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты,
кистепёрые рыбы и др. основные ароморфозы.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) (1час).
Создатели СТЭ, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за
существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор.
Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к
условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Практикум «Вид и его критерии. Популяция» (1час).
Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический, генетический,
экологический и др. ареал вида. Вид – единица систематики. Генофонд популяций. Численность,
плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция – структурная единица вида, единица
эволюции.

Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа).
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты (1час) Биоценозы.
Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое
разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ.
Экологические факторы (1час).
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие
факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Раздел 8. Итоговое занятие (1 час).
Итоговое тестирование по вариантам ЕГЭ (1ч)
Анализ типичных ошибок. Рефлексия.

№
п/п

Наименование
разделов и тем

Учебно-тематический план
КолВ том числе
во
Практические
Формы работы
часов
занятия
1
1
Диагностика, тестирование.

1

Введение.

2

Биология – наука о живой
природе.

4

2

3

Клетка как биологическая
система.

8

4

4

Организм как биологическая
система.

6

3

5

Многообразие организмов.

5

2

6

Человек и его здоровье

4

3

7

Надорганизменные системы

3

1

8

Экосистемы и присущие им
закономерности.

2

-

9

Итоговое занятие.

1

1

Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и навыков
полученных при изучении темы
«Биология – наука о живой
природе».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и навыков
полученных при изучении темы
«Клетка
как
биологическая
система».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и навыков
полученных при изучении темы
«Организм
как
биологическая
система».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и навыков
полученных при изучении темы
«Многообразие организмов».
Проверка знаний, умений и навыков
полученных при изучении темы
«Человек и его здоровье».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и навыков
полученных при изучении темы
«Надорганизменные системы».
Проверка знаний, умений и навыков
полученных при изучении темы
«Экосистемы и присущие им
закономерности».
Проверка знаний, умений и навыков,
полученных при изучении курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный курс «Основные вопросы биологии», 11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия

Колво
часов
1

Введение. Входное тестирование.
Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 часа)
Общебиологические закономерности.
1
Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
1
Практикум «Уровни организации живой материи».
1
Практикум «Основные свойства живого».
1
Раздел 2. Клетка как биологическая система (8 часов)
Химический состав клетки.
1
Практикум «Нуклеиновые кислоты».
1
Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и
1
функцией органических веществ в клетке».
Структурно – функциональная организация клеток эукариот.
1
Практикум «Клетки прокариот».
1
Метаболизм в клетке.
1
Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии».
1
Неклеточные формы жизни.
1
Раздел 3. Организм как биологическая система (6 часов)
Практикум «Размножение организмов».
1
Общие закономерности онтогенеза.
1
Развитие организмов.
1
Закономерности наследственности и изменчивости.
1
Практикум «Решение задач по генетике».
1
Практикум «Составление родословной».
1
Раздел 4. Многообразие организмов (5 часов)
Практикум «Основные систематические категории».
1
Характеристика царства Растения.
1
Характеристика царства Животные.
1
Характеристика царства Грибы.
1
Практикум «Использование организмов в биотехнологии».
1
Раздел 5. Человек и его здоровье (4 часа)
Биосоциальная природа человека.
1
Строение и жизнедеятельность клеток.
1
Строение и жизнедеятельность тканей.
1
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.
1
Раздел 6. Надорганизменные системы (3 часа)
Эволюция органического мира.
1
Синтетическая теория эволюции
1
Практикум «Вид и его критерии. Популяция».
1
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа)
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты
1
Экологические факторы.
1
Раздел 8. Итоговое занятие (1 час)
Итоговое тестирование
1

Итого: 34 часа

Дата проведения
план
факт
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».