Программа ДО

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
МБОУ г.Керчи РК
«Школа № 23»
Протокол от 18.01.2019г.
№ 01

СОГЛАСОВАНО
на заседании
Управляющего совета
МБОУ г.Керчи РК
«Школа № 23»
Протокол от 21.01.2019г.
№ 08

УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от 21.01.2019г. № 29
Директор МБОУ г. Керчи РК
«Школа № 23»
Н.И.Катруха

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
« ШКОЛА №23»

Содержание
1. Пояснительная записка................................................................................................................3
2. Цели и задачи программы...........................................................................................................4
3. Концептуальная основа дополнительного образования школы..............................................5
4. Содержание дополнительного образования школы.................................................................6
5. Виды деятельности.....................................................................................................................10
6. Учебный план.............................................................................................................................11
7. Ожидаемые результаты дополнительного образования.........................................................12

2

1. Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа
№23» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе нормативноправовых документов:
1. Конституции РФ
2. Конвенции ООН о правах ребенка
3. Закона Российской Федерации «Об образовании»
4. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
6. образования. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).
7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28
декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года,
регистрационный номер 19676).
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10,
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Минюсте России 03 марта
2011 года).
9. Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города
Керчи Республики Крым «Школа №23»
10. Образовательной программы школы на 2019-2023 г.г.
11. Образовательной программы начального общего образования на 2019-2023 г.г.
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения
знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение
интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и
культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.
В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается
важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей
развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе
выступает как педагогическая структура, которая:
 максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
 обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную
значимость обучающихся;
 дает шанс каждому открыть себя как личность;
 предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в
индивидуальном темпе;
 налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
 активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
 побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
 обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
3

Дополнительное
образование
обладает
большими
возможностями
для
совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать
потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения
школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и
индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку
удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной
личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность
дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную
составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном
самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом
компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы
полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя,
решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности,
то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших
результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование
способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него
готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку
и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное
время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и
самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга,
позволяет формировать у детей практические навыкиздорового образа жизни, умение
противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в
досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению
традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в
ней.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более
жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое
образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать
огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик
действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности,
определить свой собственный образовательный путь. Для системной и качественной
реализации дополнительного образования школе создана целевая программа
дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на
развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы,
обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации
программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет
создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

2. Цели и задачи программы.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и
способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания учащихся;
 выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; профессиональная
ориентация учащихся;

4












создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки;
адаптация детей к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
организация содержательного досуга обучающихся;
удовлетворение
потребности
детей
в
художественно-эстетическом
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной
культуре ребёнка, способствующих построению целостной картины мира в его
мировоззрении.
формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими.

3. Концептуальная основа дополнительного образования
школы.
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности
к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации
культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектнопроблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего
образования. Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательной
системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа
природосообразности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует
систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать
собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание
видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует
дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
 принцип непрерывности и преемственности;
 принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;
 принцип вариативности;
 принцип гуманизации и индивидуализации;
 принцип добровольности;
 принцип деятельностного подхода;
 принцип творчества,
 принцип разновозрастного единства;
 принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:
 образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
 воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения,
формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких

5













нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации
(из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию;
интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования,
предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им
сферах творческой деятельности;
социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретении им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.

4. Содержание дополнительного образования школы.
Программы дополнительного образования в школе имеют следующие
направленности:
 художественно-эстетическая;
 эколого-биологическая;
 естественно-научная;
 туристско-краеведческая;
 культурологическая;
 физкультурно-спортивная;
 научно-техническая;
 военно-патриотическая;
 социально-педагогическая.
Художественно-эстетическая направленность.
Целью дополнительного образования художественно-эстетической направленности
является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и
культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
 развитие художественного вкуса у обучающихся;
 развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии;
 создание психологических, художественных, прикладных, социальных условий для
проявления творческой одарённости детей, развитие общей культуры личности;
 привлечение школьников к сохранению культурного наследия через вокальное,
хореографическое, театральное искусство, декоративно-прикладное творчество.
Эколого-биологическая направленность.
6

Проблема гармонизации отношений между человеком и природой, проблема
возрождения поруганной природной среды недостижима без духовного возрождения
самого человека. Именно поэтому разрешение современного экологического кризиса лежит
не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере
нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и
другими людьми.
Таким образом, воспитание у молодого поколения экологической культуры является
одним из важнейших средств восстановления утраченного равновесия и гармонии в
отношениях «человек – природа».
Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной
личности, понимающей ответственность за сохранение природного культурного наследия
родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи:
 расширение и углубление знаний по биологии, удовлетворение естественного
интереса к природе;

 привитие практических знаний, умений и навыков в работе по профилю
объединения;
 формирование навыков исследовательской работы;
 повышение общественно полезной направленности деятельности коллектива
объединения
Естественно-научная направленность.
Основная цель дополнительного образования естественно-научной направленности
– расширение знаний обучающихся в рамках образовательных областей, формирование у
подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных
кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в
детском социуме.
Приоритетными задачами являются:
 социальное и профессиональное самоопределение учащихся;
 формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения
школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ;
 развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Программы естественно-научной направленности обеспечивают общественное
развитие человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социально-культурной
средой, осуществляют формирование у детей положительного социального опыта, освоение
социальных ролей, учат успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню
развития.
Туристско-краеведческая направленность.
Целью дополнительного образования туристско-краеведческой направленности
является популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного
представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных
достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического
воспитания детей и подростков по отношению к родному краю и городу.
Задачи:
 овладение учащимися основами знаний по краеведению;
 развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения, фантазии и
речи ребенка;

7

 воспитание

гражданского
сознания
и
патриотизма
школьников,
высоконравственных, эстетических чувств на основе изучения краеведения.
Культурологическая направленность.
Программы культурологической направленности ориентированы на ознакомление с
духовно-нравственными ценностями, традициями и жизненным укладом народа, его
нравами и обычаями.
Главной
целью
работы
объединений
дополнительного
образования
культурологического направления является воспитание детей в духе дружбы,
толерантности и уважения к другим нациям, к их культурно-историческим ценностям.
Результат осуществления программ культурологической ориентации фиксируется в
виде материализованного продукта: творческие отчеты, проектные работы и др.
Продуктивность работы объединений определяется по участию детей в различных
городских и окружных фестивалях и конкурсах, мероприятиях воспитательного характера:
тематических вечерах, огоньках, досуговых мероприятиях, концертах и работы с
родителями.
Конечным результатом охвата детей дополнительным образованием являются
развитие и саморазвитие ребёнка, реализация его личностных способностей, формирование
в сознании ребёнка целостного представления об окружающем мире.
Физкультурно-спортивная направленность.
Целью дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся и, как следствие,
формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в
престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на
соревнованиях.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
 создание условий для развития физической активности обучающихся с соблюдением
гигиенических норм и правил;
 формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
 организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;
укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
 оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств,
необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Научно-техническая направленность.
Программы данного направления способствуют профессиональной ориентации
подростков и их подготовке к получению специальности технического профиля, даёт
возможность оценить свои перспективы в этой области.
Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками умением
составлять алгоритмы, развитие логического мышления. Компьютер должен расцениваться
учащимися лишь в качестве инструмента для решения задач, помощника в работе.
Задачи:
 научить обучающихся алгоритмическим языкам программирования;
 обучить воспитанников составлению алгоритмов;
 познакомить их с принципами организации компьютерной техники, с популярными
прикладными программами;
 развить логическое мышление учащихся;
 содействовать развитию навыков самоорганизации воспитанников, их уверенности в
себе.
8

Гражданско-патриотическая направленность.
Программы дополнительного образования военно-патриотической направленности
ориентированы:
 на развитие у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших
духовно- нравственных и социальных ценностей;
 на формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к
их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности
конституционному
и
воинскому
долгу,
высокой
ответственности
и
дисциплинированности;
 на утверждение в сознании обучающихся гражданских, патриотических, правовых и
общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным
российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому
прошлому России;
 на воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение военного искусства,
истории Отечества;
 на создание условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и
физического развития учащихся;
 на воспитание творческой, социально
адаптированной личности через
формирование навыков самоорганизации, самореализации, саморазвития в ходе
организации различных форм жизнедеятельности коллективов.
 Основные задачи направления:
 укрепление здоровья и профессионального самоопределения, популяризация
истории России, российской армии, родного края;
 изучение военно-прикладных видов спорта, пешеходного туризма;
 подготовка подрастающего поколения к воинской службе, защите Отечества;
 формирование общей культуры воспитанников, их гражданских и нравственных
качеств.
Социально-педагогическая направленность.
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда
воздействует на личность, способствует ее формированию, личность, действует в
социальной среде, вступая в отношения с другими личностями через участие в
деятельности различных общностей, видоизменяет эту среду, придает ей определенное
социальное качество.
Таким образом, через овладение социальной деятельностью в различных сферах,
через социальное общение происходит социальное становление индивида. От активности
самой личности непосредственно зависит время наступления ее социальной зрелости.
Социально-педагогический компонент присутствует в различных сферах
жизнедеятельности людей: семья и система семейных отношений, трудовая деятельность,
социально-педагогическая реабилитации и адаптация изменяющейся личности, социальная
защита, обеспечение безопасности, охраны прав и свобод различных групп людей.
Цель направленности:
 ориентировать на корректировку и развитие психических свойств личности;
 накопление опыта гражданского поведения;
 осознанного выбора профессии;
 получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни.
Задачи направленности:
 содействие профессиональному самоопределению детей и подростков;
 формирование навыков общения, самоорганизации;
 развитие самостоятельности, инициативности детей.
9

5. Виды деятельности
№
п/п
1.

Направленность

Мероприятия

Художественноэстетическая

2.

Научно-техническая

3.

Физкультурноспортивная

4.

Экологобиологическая

5.

Естественнонаучная

6.

Туристскокраеведческая

7.

Гражданско-

Объединения дополнительного образования данной
направленности: кружки «Весёлые нотки», «Крымский
вальс», «Креативное рукоделие».
Линейки.
Цикл лекториев и концертов в школе, дополняющий
курс
литературы,
искусства,
музыки,
МХК,
развивающий эмоциональную сферу.
Дни театра.
Цикл музейных встреч в школе на базе комнаты
«Боевой славы» и кабинета «Этнографии».
Выставки и конкурсы рисунков, плакатов, стенных
газет на различную тематику.
Годовой цикл школьных праздников: День знаний,
День учителя, День матери и т.д.
Годовой цикл республиканских и государственных
праздников: День народного единства, праздник
Крымская весна, День Победы и т.д.
Конкурсы детского творчества: «Алло, мы ищем
таланты!», «Осенний бал» и т.д.
Объединения дополнительного образования данной
направленности: Информатика, кружок «Юный
техник»
Предметные недели.
Программа «За здоровый образ жизни».
Дни здоровья.
Спортивные праздники: «А ну-ка, мальчики!», «А нука, девочки!», «Богатырские игры», «Олимпийская
неделя», «Тропа к генералу» и т.д.
Спортивные соревнования.
Спортивные секции по волейболу, баскетболу, грекоримской борьбе и др.
Проведение экологических исследований.
Неделя экологического воспитания.
Проведение «Дня воды», «Дня птиц», «Дня Земли»,
акции «Кормушка» и других экологических акций.
Участие в городских, региональных и всероссийских
исследовательских проектах и конференциях.
Участие в проектах МАН.
Объединения дополнительного образования данной
направленности:
секция
«Туризм»,
клуб
«Археологическое краеведение»
Туристические слеты обучающихся
Цикл автобусных экскурсий по городу, родному краю,
России.
Походы выходного дня.
Объединения дополнительного образования данной
10

патриотическая

направленности: военно-патриотическая организация
«Юнармия», клуб «Поиск»
Республиканские и государственные праздники: День
Конституции, День флага, День Победы, День города,
День освобождения города, День защитника Отечества
и др.
Акция «Вахта памяти».
Акция «Ветеран живет рядом».
Участие в военно-патриотической игре «Победа».
Деятельность отряда зарничников.
Деятельность комнаты боевой славы школы.
Тематические классные часы.
Учебно-полевые сборы обучающихся 10-х классов.
Тематические экскурсии по местам боевой славы и
памятным местам.
Проектная деятельность
8.
Культурологическая
Объединения дополнительного образования данной
направленности: кружок по изучению родного языка
(крымско-татарский) «Ана-тили».
День родного языка.
Цикл классных часов, посвященных воспитанию
толерантности.
Участие в городских, региональных и всероссийских
исследовательских проектах и конференциях.
9.
СоциальноДень защиты детей.
педагогическая
Тематические классные часы.
Акции «Милосердие», «протяни руку помощи»,
«Красный крест» и др.
Летний
оздоровительный
лагерь
с
дневным
пребывание детей.
Формы организации обучения в рамках дополнительного образования: беседа,
экскурсия, репетиция, конкурс, соревнование, творческая мастерская, конференция,
практикум, семинар, проект, исследование, акция и т.д.

Направление

1
Художественноэстетическое

Гражданско-

Дополнительные
образовательные
программы

2
1. «Креативное
рукоделие»
2.
«Весёлые
нотки»
3. «Крымский
вальс»
1. «Юнармия»

1 год
обучен
ия

2 год
обуче
ния

3 год
обуч
ения

4 год
обуч
ения

годВсего часов в

6. Учебный план

3
2

4
2

5
2

6
2

7
68

2

2

2

2

68

2

2

2

2

68

2

2

2

2

68

Часов в неделю

11

патриотическое
Научнотехническое
Культурологичес
кое

1.
«Юный
техник»
1. «Ана-тили»

2

2

2

2

68

4

4

4

4

13
6

7. Ожидаемые результаты дополнительного
образования.
К ожидаемым результатам деятельности блока можно отнести:
 расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов обучающихся, выявление одарённых детей и формирование мотивации
успеха;
 повышение роли дополнительного образования в деятельности школы;
 вовлечение в различные виды деятельности большего количества обучающихся;
 снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних; укрепление
здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни;
 обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к
жизни в обществе;
 воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, природе, семье.
Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях
дополнительного образования:
 изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематического
планирования;
 посещение и анализ занятий;
 посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;
 организация выставок и презентаций.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: зачеты, отчетные концерты, спектакли, конкурсы, выставки, сбор и анализ
результатов участия в соревнованиях различного уровня (общешкольные, городские,
республиканские, федеральные).
Преимущества дополнительного образования:
1.
Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку
выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости
обучающихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.
2.
Система дополнительного образования является серьезным звеном
воспитательной работы школы.
3.
Работа с обучающимися в рамках дополнительного образования в школе
выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг
учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального,
культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное
поведение.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».