Программа внеурочной деятельности ООО

РАССМОТРЕНО
на
заседании
Педагогического совета
МБОУ г.Керчи РК
«Школа № 23»
Протокол от 15.06.2015г.
№ 10

СОГЛАСОВАНО
на заседании
Управляющего совета
МБОУ г.Керчи РК
«Школа № 23»
Протокол от 20.08.2015г.
№ 07

УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от 31.08.2015г. № 363а
Директор МБОУ г. Керчи РК
«Школа № 23»

Н.И.Катруха

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФГОС ООО ДЛЯ 5 -9 КЛАССОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА № 23»

г. Керчь, 2015г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы.............................................................................................................................3
2.Пояснительная записка.......................................................................................................................6
2.1.Цель внеурочной деятельности...................................................................................................7
2.2.Задачи внеурочной деятельности................................................................................................7
2.3.Принципы программы..................................................................................................................8
2.4.Направления реализации программы.........................................................................................8
2.5.Направления и формы внеурочной деятельности.....................................................................8
3.Формы внеурочной деятельности по направлениям:.......................................................................9
3.1.Духовно-нравственное.................................................................................................................9
3.2.Социальное....................................................................................................................................9
3.3.Общекультурное.........................................................................................................................10
3.4.Общеинтеллектуальное..............................................................................................................10
3.5.Спортивно-оздоровительное......................................................................................................10
4.Условия реализации программы......................................................................................................10
4.1.Кадровое обеспечение:...............................................................................................................10
4.2.Совершенствование уровня кадрового обеспечения:.............................................................10
4.3.Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочной
деятельности......................................................................................................................................11
5.Предполагаемые результаты реализации программы....................................................................11

2

1. Паспорт программы.
Наименовани
е программы

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым «Школы № 23»

Основные
разработчики
программы
Заказчик
программы
Сроки
реализации
Основные
разделы
программы

Администрация школы, педагогический коллектив

Нормативноправовое
обеспечение
программы

Социум, педагогический коллектив.
Программные мероприятия охватывают период до 2020 года.
1 модуль 2.Пояснительная записка
2.1.Цель внеурочной деятельности
2.2.Задачи внеурочной деятельности
2.3.Принципы программы внеурочной деятельности
2.4.Направления реализации программы
2 модуль 3.Формы по направлениям:
3.1. Духовно-нравственное
3.2.Социальное
3.3.Общекультурное
3.4 Общеинтеллектуальное
3.5. Спортивно- оздоровительное
3 модуль 4.Условия реализации программы:
4.1.Кадровое обеспечение
4.2. Совершенствование кадрового обеспечения
4.3.Научно-методическое обеспечение и
экспертиза занятости внеурочной деятельности
4 модуль. 5.Предполагаемые результаты реализации программы
5 модуль 6.Программа отдельных направлений:
6.1. Духовно-нравственное
6.2. Социальное
6.3. Общекультурное
6.4. Общеинтеллектуальное
6.5. Спортивно- оздоровительное
 Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от29.12.2012г. №273 -ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общегообразования (приказ Минобрнауки России от
17.12.2010
№
1897
"Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования");
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений (утверждены приказом
Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
 СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
3

Цель

Основные
задачи

общеобразовательных
учреждениях»
(утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
 Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
 Конвенция о правах ребенка;
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России;
 Национальная образовательная инициатива «Наша Новая
школа»;
 Образовательная программа основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым «Школы № 23»;
 Устав образовательного учреждения Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи
Республики Крым «Школы № 23»
1. Создание для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей,
2. Создание условий для многогранного развития и социализации
каждого учащегося в свободное от учёбы время.
3. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время.
4. Развитие формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности
в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив.
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности
учащихся совместно
с общественными организациями,
библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование
навыков
позитивного
коммуникативного
общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества
с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в
решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности
к
преодолению
трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении
результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным
ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных
целевых образовательных программ различного уровня,
реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности
4

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

воспитательной работы в школе.
9. Организация информационной поддержки учащихся.
10. Совершенствование материально-технической базы организации
досуга учащихся.
Результаты школьников можно распределить на три уровня.
1. Результаты первого уровня (приобретение повседневной
жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике
повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах
отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям
других поколений и других социальных групп; о российских
традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о
международном мировоззрении и образе жизни; о русских
народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об
основах разработки социальных проектов и организации
коллективной творческой деятельности; о правилах обработки
информации; о логике и правилах проведения научного
исследования; о способах ориентирования на местности и
элементарных правилах выживания в природе.
2.Результаты
второго
уровня(формирование
позитивногоотношения школьника к базовым ценностям
нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношенийшкольника к родному Отечеству, родной
природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической
или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и
внутреннему миру.
3.Результаты третьего уровня(приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): школьник может
приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления по проблемным вопросам; опыт
природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт
охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и
проведения опросов общественного мнения; опыт общения с
представителями других социальных групп, других поколений, с
участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт
волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и организации
их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и
поздравлений для других людей; опыт самообслуживания,
самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя
ответственности за других людей.

5

2. Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
школьников уделено особое внимание внеурочной деятельности, а также определено
пространство и время в образовательном процессе. В настоящее время в связи с переходом на
новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её
интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на
уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно
участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой,
познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой
воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности, культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса
и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная
система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно
максимально развить или сформировать познавательные
потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание
свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако
наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы
обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, лополнительных объединений, секций,
круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий,
классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных
исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде
сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На
занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как
организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном
развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы
он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но
и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении
обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для
финансирования.
6

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека
играет определ ённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей
формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми
руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном сч ёте, состояние
общественного сознания и общественной жизни.
Данная программа разработана для обучающихся 5 классов сроком реализации на 5 лет
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:




1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:





приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

2.1.

Цель внеурочной деятельности

1. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в
свободное от учёбы время.
2. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.

2.2.

Задачи внеурочной деятельности

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с
общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям мир, (человек,
семья, Отечество, природа, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа
жизни.
7. 7.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в
школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от уч бы ѐ
время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
7

2.3.







Принципы программы

Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого сложному).

2.4.

Направления реализации программы

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения
учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы
время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от
учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Продолжительность занятий
внеурочной деятельности составляет не более полутора часов в день - для обучающихся
ступени основного общего образования (5 - 9 классов) (см. Правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях», Приложение 6).

2.5.

Направления и формы внеурочной деятельности

Направления
внеурочной деятельности

Количество часов

Форма организации
Секция «Борьба»

5

6

7

8

9

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Секция «Волейбол»
Спортивнооздоровительное

Секция «Баскетбол»
Кружок «Азбука
безопасности»
Спортивные игры
Курс «Крымоведение»

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Основы православной
культуры
Клуб «Подросток и закон»
«Занимательная грамматика

8

русского языка»
«Английский без границ»
Французский – это здорово!
Кружок «Пластилиновая
живопись»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого
в неделю

10

10

10

10

10

Итого за год:

340 340 340 340 340

Кружок «Волшебная кисть»
Хореография
Общекультурное

Клуб «Город мастеров»
«Введение в экологию: Живая
планета»
«Экология: Среды жизни на
планете»

Социальное

«В мире отношений»

1700

3. Формы внеурочной деятельности по направлениям:
3.1.










Проведение тематических классных часов о духовности, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, города, республики
Встречи с ветеранами ВОВ, «Уроки мужества»;
Выставки рисунков.
Оформление газет, стендов и выставок о боевой славе русского народа.
Оформление поздравительных открыток и проведение концертных мероприятий в рамках
знаменательных дат для ветеранов.
Конкурсы рисунков.
Фестивали патриотической песни.
Проведение конкурсов «Тропа к генералу!»

3.2.





Духовно-нравственное

Социальное

Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке.
Акция «Милосердие».
Проведение Новогодних елок для детей льготных категорий.

9

3.3.





Организация экскурсий, Дней музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих
работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре
поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы,
города, республики.
•Проведение разнообразных мероприятий, посвященных знаменательным датам.

3.4.










Общеинтеллектуальное

Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города и т.д.
Разработка различных проектов

3.5.



Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Работа спортивных кружков и секций.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов»,
внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физминуток.
Участие в городских спортивных соревнованиях.

4. Условия реализации программы






Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности
кадровое обеспечение программы
методическое обеспечение программы
педагогические условия
материально-техническое обеспечение.

4.1.





Кадровое обеспечение:

реализации программы участвуют:
педагоги школы, реализующие программу;
педагоги учреждений дополнительного образования;
администрация школы.

4.2.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи

Подготовка педагогических
кадров к работе с учащимися
по дополнительному
образованию. Повышение
методического уровня всех
участников воспитательного
процесса

Мероприятия
Индивидуальные собеседования с преподавателямипредметниками и руководителями ДО, готовыми к
деятельности в данном направлении. Семинары с
психологами, социальными и медицинскими
работниками, специалистами внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы в методических объединениях с
целью обмена передовым опытом, накопленным в
школе. Проведение семинаров по реализуемым
программам.
10

Обеспечение комфортных
условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения
руководителей клубов, спортивных секций, воспитателей
группы продленного дня.

Активизировать
вовлеченность работников
культуры в систему
общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных
мероприятий. Годовое планирование воспитательной
работы с учетом возможностей педагогов.

4.3.
Научно-методическое
обеспечение
и
экспертиза
занятости учащихся во внеурочной деятельности.




методические пособия
интернет-ресурсы
мультимедийный блок.

Создать банк методических
разработок школы,
мероприятий, событий.
Разработать систему
диагностической работы по
вопросам досуговой
деятельности учащихся.

Систематизация авторских разработок педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого
взаимодействия, создание педагогического пространства.
Диагностика запросов учащихся на организацию
свободного времени. Диагностика возможностей школы и
внешкольных учреждений по организации свободного
времени учащихся. Информирование педагогического
коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему
мероприятий, обеспечивающую
повышение методического
уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам
воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
Провести педагогические советы и заседания МО по
внеурочной деятельности.

5. Предполагаемые результаты реализации программы
Оптимизационная модель внеурочной деятельности основана на оптимизации
внутренних ресурсов школы. В каждом классе координирующую роль выполняет учитель,
классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
 взаимодействует с педагогическими работниками(библиотекарем, другими педагогами), а
также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
 организует в классе образовательный процесс, оптимальный дляразвития положительного
потенциала личности учащегося в рамках деятельности общешкольного коллектива;
 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
 организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.
Преимущества оптимизационной модели:
 минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
 создание единого образовательного и методического пространства в школе.
Режим работы строится по традиционной схеме: 1-я половина дня отдана на урочную
работу с перерывом на завтра; во 2-ой половине дня ученики сначала отдыхают (прогулка на
свежем воздухе) и обедают, а затем посещают занятия по интересам (кружки, клубы,
творческие мастерские, часы занимательных наук).
В течение всего дня с детьми находится классный руководитель, учителя-предметники),
который регулирует посещение учащимися внеурочных и других мероприятий.
11

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах
отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других
социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о
международном экологическом движении; о христианском мировоззрении и образе жизни; о
русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки
социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах
самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах
проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных
правилах выживания в природе.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности вцелом):развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду,
знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному
здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): и школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и
природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт
интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с
представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами
Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и
организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для
других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя
ответственности за других людей.
В процессе реализации программы произойдет:
 улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
 укрепление здоровья воспитанников;
 развитие творческой активности каждого ребёнка;
 укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание комфортной атмосферы
жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в
воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
 усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей
 молодежи;
 гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
 освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
 оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебновоспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во
внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям
(содержание сотворчества):
 непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной
внеурочной работы с детьми;
 развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».