СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
Протокол от 10.10.2023г. №26
УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от 10.10.2023г. №648
И.О.Директора МБОУ г.Керчи РК
«Школа № 23 им.Героя Советского
Союза С.Д.Пошивальникова»
Т.М.Ведерникова
Локальный акт № 335
Положение
«Об организации обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов
в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
города Керчи Республики Крым
«Школа № 23 им.Героя Советского Союза
С .Д.Пошивальникова»
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) разработано в соответствии:
-Конституцией Российской Федерации,
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
-Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенный в
действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598
от 19.12.2014г. (далее - ФГОС НОО ОВЗ);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
-Письмом Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС
ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»);
-Письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О направлении
Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения
ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями руководителям
общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в
условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся
с у/о (интеллектуальными нарушениями)»;
-Письмом Минпросвещения России от 20 февраля 2019 № ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
-Письмом Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации
образования обучающихся с умственной отсталостью»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1023 от 22.11.2022г.
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 22.11.2022г.
«Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок
организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде в
общеобразовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее - детей с ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
1.3. В положении используются следующие понятия:
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-27).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273).
Группы обучающихся с ОВЗ - глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые,
слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ-273).
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)/
адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273).
Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе дети с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (п. 3 ст. 55 ФЗ - 273).
Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью)
- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117).
Специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ-273).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 ФЗ1.4. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение равных
возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне
зависимости от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и
других особенностей, создание специальных условий для получения образования в
соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми
образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования, на основе
специальных педагогических подходов, форм и методов обучения
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО,
ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО;
создание
эффективной
системы
психолого-педагогического,
социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ, максимальной коррекции недостатков их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
- формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.6. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно
или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в
очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития,
обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)/
адаптированной образовательной программе (АОП) в соответствии с учебным планом
класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная
помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых
занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных условий обучения;
программы коррекционной работы АООП (АОП), а также на основе
дифференцированного подхода при организации образовательного процесса. Ребенок
получает образование вместе со здоровыми сверстниками и в те же календарные сроки.
Достоинства полной и постоянной инклюзии:
- адаптация и интеграция в социум, но при наличии специально созданных условий для
обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками;
- воспитание отзывчивости у здоровых детей;
- полноценное образование.
Недостатки полной постоянной инклюзии:
- работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум (трем) программам;
- высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который
одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо
владеть технологией дифференцированного обучения.
Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями
здоровья занимаются в специальных коррекционных классах. Коррекционный класс
создается для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам
(АООП /АОП) со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных
мероприятий и часов общения со сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и
рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития специфики детей и
дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Организация специального
обучения и воспитания для реализации общих и особых образовательных потребностей.
Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе (адаптированной образовательной программе)
по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных
предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с
индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных
областей индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается
посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих
занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП
(АОП). Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной
деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими
отклонений в развитии, если это не препятствует совместной образовательной и
воспитательной деятельности и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума.
Достоинства частичной инклюзии:
- все
обучающиеся класса вне зависимости от достигнутого уровня развития
объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками для проведения
совместных мероприятий в основном воспитательного характера;
- учащиеся с ОВЗ обучаются совместно нормально развивающимися сверстниками на тех
уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, а в оставшееся время они
объединяются для работы по специальным коррекционным программам;
- индивидуальный подход к обучению;
- создание вариативной развивающей среды.
Недостатки частичной инклюзии:
- дефицит квалифицированного персонала - учителей, психологов, дефектологов, стандартная программа обучения часто не позволяет некоторым детям с ОВЗ продолжать
образование с определенного этапа (не подходит и поэтому требует доработки и
модернизации).
Социальная инклюзия – при которой учащийся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и
включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных
культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых
занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психологопедагогического консилиума.
1.8.. Выбор формы организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
осуществляется решением психолого-педагогического консилиума школы совместно с
родителями (законными представителями) и зависит от степени выраженности
особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с
ОВЗ к включению в среду сверстников.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть
организовано:
- по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
- адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
ПМПК;
- по индивидуальной образовательной программе (СИПР).
2.2. Инклюзивное образование в образовательных организациях является
приоритетной формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными
возможностями здоровья на всех уровнях общего образования. Инклюзивное образование
детей может быть организовано:
- в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в
одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми обучающимися);
- в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного) класса для детей с
ОВЗ
- в форме индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского заключения).
2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования
являются:
 создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
 создание специальных образовательных условий;
 деятельность службы психолого–педагогического и социального сопровождения
обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого- -педагогического консилиума
для
организации
психолого-педагогического
сопровождения
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья;
 повышение квалификации педагогических работников и администрации в области
инклюзивного образования.
2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей
(законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
2.5. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей);
 предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования,
учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап
включения в образовательный процесс;
разработка
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
(адаптированной образовательной программы);
определение
специалистов
для
осуществления
психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов
- привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью
создания специальных образовательных условий в соответствие с заключением
ЦПМПК);
 заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап: включает в себя;
 организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и
дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);
 по истечении диагностического периода разработку психолог-педагогическим
консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного
образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей
(законных представителей) обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
 разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного
маршрута, обучающегося с ОВЗ; корректировка АООП (АОП) в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода;
реализация
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
(адаптированной образовательной программы);
 мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
 вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на
данном этапе обучения решается на заседании ППК.
2.6. Для организации инклюзивного образовательного процесса в образовательной
организации необходимо наличие локальных актов, регламентирующих деятельность
образовательной организации в части обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ:
- положения об инклюзивном образовании в образовательном учреждении;
- образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и
содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по
работе с детьми с ОВЗ (раздел «Программа коррекционной работы»);
- заключения ПМПК;
- адаптивной основной образовательной программы для детей, обучающихся по ФГОС
ОВЗ и ФГОС УО и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (для
обучающихся, не охваченных ФГОС ВОЗ и ФГОС УС) (примерная схема АОП
прилагается);
- письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком
образования по адаптированной программе (примерная форма заявления на перевод на
АОП прилагается);
- положения о специальном коррекционном классе (разновозрастном СКК) для
обучающихся с ОВЗ (при наличии);
- положения о ППК, приказ о создании и составе ППК на начало нового учебного года,
должностные обязанности членов ППК и др.;
- положения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве),
лечебно-профилактическими
учреждениями,
учреждениями
здравоохранения,
учреждениями социального обслуживания и др.
- положения о разработке и утверждении адаптированных основных образовательных
программ, индивидуальных планов;
- договоров с родителями (законными представителями) при организации обучения по
индивидуальному учебному плану;
- программы воспитания учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные
на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ
(по формированию инклюзивной культуры); проведение мониторинговых исследований,
опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам
инклюзивного образования и др.
- приказа об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в
образовательном процессе при обучении учащихся с ОВЗ, перечень УМК;
- приказа о внесении изменений в должностные инструкции учителей и заместителя
директора по УВР, курирующего реализацию АООП; педагога-психолога, учителялогопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с
обучающимися с ОВЗ.
3.
Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании.
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной
программой (АООП/АОП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает АООП. При
разработке АООП учитываются требования к специальным условиям обучения детей с
ОВЗ и используются примерные адаптированные основные образовательные программы
для разных категорий детей, размещенные на сайте Реестра примерных основных
общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru).
3.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей групп и
отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе
специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося.
3.4. При реализации программ могут использоваться различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное
обучение.
3.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная
образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
3.6. Обязательным разделом АООП/АОП является программа коррекционной
работы. Коррекционно-развивающая работа в ОО проводится как в рамках урочной, так и
внеурочной деятельности.
Программа коррекционной работы — призвана обеспечивать коррекцию
недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в
преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она
направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию
в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к
психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых
условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебнометодическими средствами, специальными программами. Содержание программы
коррекционной работы:
1. цели и задачи коррекционной работы;
2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и
ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
3. система психолого-медико-социального сопровождения;
4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов,
социальных педагогов и других специалистов;
5. планируемые результаты освоения программы.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной
деятельности), которое определяется в соответствии с установленными требованиями
СанПиН.
3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется ОО
самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
3.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы/адаптированные
образовательные программы могут реализовываться ОО как самостоятельно, так и
посредством сетевой формы их реализации.
3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется
психолого-педагогическим консилиумом ОО. При определении реабилитационной
составляющей инклюзивного обучения учреждение ориентируется на рекомендации
ПМПК и содержание индивидуальной программы реабилитации (при ее наличии).
3.11. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают специалисты
сопровождения: учитель-логопед (при наличии), педагог-психолог, учитель-дефектолог
(при наличии), социальный педагог (при наличии).
3.12. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части
трудового обучения осуществляется исходя из условия, ориентированных на потребность
в рабочих кадрах. И с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов обучающегося с ОВЗ и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
3.13. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурнодосуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий
3.14. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам
обучения.
3.15. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и
государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии
с локальными актами ОО и требованиями действующего законодательства.
3.16. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения
изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с
родителями (законными представителями).
3.17. При предоставлении родителями (законными представителями) детей,
которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию,
справки о необходимости организации обучения на дому, для обучающегося организуется
индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения
преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают
рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради,
письменные принадлежности).
3.18. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому
производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а
также пожеланий родителей (законных представителей). На индивидуальное обучение
отводится то количество часов, которое предусмотрено АООП, но в зависимости от
образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
4. Кадровое обеспечение инклюзивного образования
4.1. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями
здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития по возможности вводятся в штатное
расписание образовательного учреждения дополнительные ставки педагогических
работников (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального
педагога, тьютера и др.).
Медицинское обеспечение осуществляется медицинским работником при наличии
таковых в учреждении или работником ближайшего учреждения здравоохранения на
основе заключенного договора.
4.2. Руководитель
общеобразовательного
учреждения с организацией
инклюзивного обучения детей с ОВЗ проводит работу по подбору и приему на работу
педагогических работников, обеспечивающих коррекционно - педагогическую поддержку
(педагог-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, учитель- логопед), по
созданию специальных условий для обучения детей с ОВЗ. Под специальными условиями
для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие
в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение свободного доступа в образовательной учреждение
детей-инвалидов, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4.3. Учитель класса (классный руководитель) обеспечивает учащимся с ОВЗ
специальную поддержку в следующих направлениях: помощь учащимся в организации
работы в рамках учебного процесса; формирование и развитие детского коллектива
(формирование положительного отношения); сотрудничество с родителями.
4.4. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать
основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое
представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, владеть методиками и технологиями организации
образовательного и реабилитационного процесса для детей.
4.5. Педагогические работник обязаны учитывать особенности психофизического
развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия,
необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
5.1Материально-техническое и финансовое обеспечение включает в себя создание
специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ в соответствии с
Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
5.2Нормативные затраты на оказание данной муниципальной услуги определяются по
каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, по каждому виду образовательных программ с учетом
форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации
образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий
получения образования обучающимися с ОВЗ.
5.3Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере образования
включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом
обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу.
5.4Для сохранения и укрепления кадрового потенциала образовательного учреждения,
осуществляющего образование детей с ограниченными возможностями здоровья,
разрабатываются меры материального стимулирования деятельности работников, включая
установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда,
мер их морального поощрения. Ставки заработной платы (должностные оклады)
работников образовательных учреждений, которые по характеру своей работы
непосредственно общаются с учащимися с ОВЗ, повышаются на 30% в соответствии с
действующим финансовым обеспечением деятельности учреждения. Перечень работников
и конкретный размер повышения заработной платы устанавливается администрацией
образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости
от степени и продолжительности общения с обучающимися, имеющими ограниченные
возможности здоровья.
5.5.Оплата труда педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ,
производится в соответствии с действующими нормативами. При определении штатного
расписания, размеров материального стимулирования педагогов, работающих с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, руководитель образовательного учреждения
руководствуется нормативом, установленным для обучения детей данной категории.