Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

СОГЛАСОВАНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 11 от 29.08. 2025г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе от 18.08.2025г. №457
Директор МБОУ г.Керчи РК
«Школа № 23 им. Героя Советского
Союза С.Д.Пошивальникова»
И.В. РЫБЕЦ

новое
Локальный акт № 389

Положение
о разработке и утверждении рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) учебных модулей
в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального
общего, основного общего и среднего общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым
«Школа № 23 имени Героя Советского Союза С.Д. Пошивальникова»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и
Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее – Положение), регулирует оформление, структуру,
порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в МБОУ
г.Керчи РК «Школа № 23 им. Героя Советского Союза С.Д. Пошивальникова» (далее –
школа).
1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов:















Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО);
Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее –
ФГОС НОО третьего поколения);
Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее –
ФГОС ООО третьего поколения);
Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 №704 "О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования
и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N
81220);
Устава МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23 им. Героя Советского Союза С.Д.
Пошивальникова» ;
Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23 им. Героя
Советского Союза С.Д. Пошивальникова»
1.2. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:

уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
 федеральная основная общеобразовательная программа
– учебно-методическая














документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график,
федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный
план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые
объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы;
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
рабочая
программа–методический
документ,
определяющий
организацию
образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий
достижение планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня
образования;
учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет
соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и
возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки;
учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования,
расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного
предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой
осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного
предмета;
учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой осуществляется
освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или
учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;
оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно- измерительные
материалы.
1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму
содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП
соответствующего уровня образования по конкретному учебному предмету (курсу)
учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к
компетенции образовательной организации и осуществляется педагогическим работником
или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает
возможности методического, информационного и технического обеспечения
образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику
обучения в данном классе (классах, группах) школы.
1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:

обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с
календарным учебным графиком;
 обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями
образования;


создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению;
 обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
 определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля) с
учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента
обучающихся;
 приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.


1.6. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир», «Труд (технология)».
1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО и
ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География», «Труд (технология)»,
«Основы безопасности и защиты Родины».
1.8. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки
рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО,
ООП СОО.
1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих
программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме
определяются должностной инструкцией педагогического работника.
1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует
бессрочно, до замены его новым положением.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с
требованиями:
ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
 ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее —
ФГОС третьего поколения);
 ФОП НОО, ФОП ООО,ФОП СОО;
 Локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.


2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в
том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения.
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанные по ФГОС третьего
поколения, должны содержать следующие обязательные компоненты:
 Пояснительную записку;
 содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),







учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству
об образовании;
поурочное планирование;
оценочные материалы.
2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование
материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от
18.07.2024 № 499.
2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.2.1
настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в
разделе «Содержание учебного курса».
2.2.4. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей
программы воспитания.
2.3. Раздел «Пояснительная записка» включает:

Цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
 Место учебного предмета/учебного курса
(в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
 Учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения предмета/учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля.


2.4. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и
раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» по ФГОС второго
поколения конкретизируют соответствующий раздел ООП (по уровням общего
образования) исходя из требований ФГОС общего образования. Все планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения
обучающимися.

В разделе кратко фиксируются:
 Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
 Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата
(Оформляется в виде таблицы или в произвольной форме, например:
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
7 класс/ раздел

Виды деятельности
Систематизировать и обогащать знания об обыкновенных и десятичных дробях.
Сравнивать и упорядочивать дроби, преобразовывая при необходимости десятичные
дроби в обыкновенные, обыкновенные в десятичные, в частности в бесконечную
десятичную дробь. Применять разнообразные способы и приѐмы вычисления значений
дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби: заменять при
необходимости десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную десятичной, приводить
выражение к форме, наиболее удобной для вычислений, преобразовывать дробные
выражения на умножение и деление десятичных дробей к действиям с целыми числами.
Приводить числовые и буквенные примеры степени с натуральным показателем, объясняя
значения основания степени и показателя степени, находить значения степеней вида a n (a
— любое рациональное число, n — натуральное число). Понимать смысл записи больших
чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10, применять их в реальных
ситуациях. Применять признаки делимости, разложение на множители натуральных
чисел. Решать задачи на части, проценты, пропорции,на нахождение дроби (процента) от
величины и величины по еѐ дроби (проценту), дроби (процента), который составляет одна
величина от другой. Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи
решений текстовых задач. Распознавать и объяснять, опираясь на определения, прямо
пропорциональные и обратно пропорциональные зависимости между величинами;
приводить примеры этих зависимостей из реального мира, из других учебных предметов.
Решать практико-ориентированные задачи на дроби, проценты, прямую и обратную
пропорциональности, пропорции

Числа и
вычисления.
Рациональные
числа

…
….


Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
(приложение тематики проектов)

Темы исследовательских работ и проектов по алгебре
Класс
7
8

Тема проекта и/или исследовательской работы
Процентные расчѐты на каждый день
……
….

 Система оценки достижения планируемых результатов с приложением критериев
оценивания каждого вида работы обучающегося, подлежащих оцениванию (устный ответ,
контрольная работа, лабораторная работа, диктант, тест и пр.) (оформляется в виде

приложения к ООП) и графика контрольных мероприятий (на сайте школы в разделе
«Документы»).
2.5. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел включает:






Краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому
тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования;
Межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля;
Ключевые темы в их взаимосвязи;
Преемственность по годам изучения (если актуально);
Практические или лабораторные работы.

2.6. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде
таблицы, состоящей из граф:
 Наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися;
 Количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы.
2.6.1. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.6
настоящего Положения, должен содержать информацию об электронных учебнометодических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. В
качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование
мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек,
виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных
ресурсов.
2.6.2. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
календарно-тематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год
№п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Всего

Числа и
1
вычисления.
Рациональные
числа
….
……
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Контрольные
работы

25

1

102

5

Практические
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
b90
0

2.6.3. Раздел «Поурочное планирование» оформляется в виде таблицы в электронном
виде, состоящей из колонок:







номер урока по порядку;
наименование темы урока;
количество часов: всего, контрольные работы, практические (лабораторные) работы
дата проведения урока по плану и фактическую;
электронные цифровые образовательные ресурсы (могут указываться не на все уроки,
предметы: например, 1 класс)
Поурочное планирование является инструментом работы учителя.

№ п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1

11

2

1

Контрольные Практические
работы
работы

Дата изучения Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
план факт

1
1

Примечание: В случае, если какой-либо столбец не используется по предмету, его можно
удалить.
Рабочая программа учебного предмета (курса, модуля) включает оценочные материалы для
проведения промежуточной и итоговой аттестации: примерные тексты контрольных работ и
т.д., примерные задания, утвержденные ШМО.
Примечание: проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной
параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени,
затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего
объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной
параллели в текущем учебном году.
ФОП — это главный документ. В программе прописаны лабораторные работы.
Названия работ должны соответствовать названиям в программе.
2.6.4. Оформление разделов для предметов непосредственное применение при
реализации ООП НОО, ООП ООО.
2.6.4.1. Раздел «Проверяемые требования к результатам освоения основной
образовательной программы … (указать предмет)
Код проверяемого результата

1

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
…

Раздел «Проверяемые элементы содержания»…(указать предмет)

Код

Проверяемый элемент содержания

1

…

1.1

…

Раздел «Проверяемые на ОГЭ по…(указать предмет) требования к результатам освоения
Основной образовательной программы НОО или ООО
Код проверяемого
требования

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС
….

1

……

2

Раздел «Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по…(указать предмет)
Код

Проверяемый элемент содержания
…

1
1.1






…

2.7. Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы,
состоящей из колонок:
Номер урока по порядку;
Наименование темы урока;
Дата проведения урока по плану и по факту;
Домашнее задание (при.наличии).
Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем
самостоятельно на основе тематического планирования и рабочих программ, при этом
должна обязательно прослеживаться специфика предмета.

3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1.Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с
преподаваемым учебным предметом.
3.2.Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО,
ООО, СОО) с последующей корректировкой или на один учебный год.
3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта соответствующего
уровня образования;

федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня
образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;

федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).
3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с
федеральной рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной
программы уровня образования. Содержание и планируемые результаты разработанной
педагогическим работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного
предмета (курса, модуля).


3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих
непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7 Положения:
 изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность
изучения учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;
 корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов
и тем федеральной рабочей программы.

3.7. Педагогический работник вправе:
 расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;
 конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей
программы;
 выбирать для реализации рабочей
программы учебник,
входящий в Федера
 при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые
выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки;
 выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии
обучения и воспитания;
 подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
3.8. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт
одобрения или неодобрения рабочей программы.
Обязательному представлению на заседании методического объединения подлежат
рабочие программы, разработанные составителем на основе учебно-методической
литературы (рабочие программы элективов, факультативов, курсов внеурочной
деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских подходов к организации
содержания учебного материала.
3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования)
приказом руководителя школы.

4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и/или печатном варианте.
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом
Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по

ширине, поля со всех сторон 1–3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word.
Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не
предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета,
курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не
нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке в «Облаке» школы.
4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в течение всего
периода ее реализации в месте, установленном директором школы.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает
приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в
части корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в
приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Ф.И.О полностью
№
урока

Предмет: окружающий мир.

Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина корректировки

№5

«Мы и наше 2
здоровье»

1

№6

«Что мы
едим»

1

2

Класс:4
Способ корректировки

Нерабочие дни с 27 октября
Объединение тем «Умей
по3 ноября, приказ директора предупреждать болезни»,
школы от 21.10.202_№ 234
«Здоровый образ жизни»
Нерабочие дни с 27октября по Самостоятельное изучение
3 ноября, приказ директора
школы от 21.10.202_ № 234

6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы
оценки качества.
6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого
учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию
рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:
 Дистанционных образовательных технологий;
 Модульных форм организации образовательной деятельности;
 Сетевых форм организации образовательной деятельности;
 электронного обучения;

различных форм внеурочной деятельности.
6.5. При реализации рабочих программ не допускается:
 сокращение запланированной практической части (контрольные, практические,
лабораторные работы и др.);
 сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся.


7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого
учебного периода.
7.2. Этапы контроля:
 по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по УВР
анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством
электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой;
 результаты контроля по итогам четверти отражаются приказом по школе;
 результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете
текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».