МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА №
23 ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Д. ПОШИВАЛЬНИКОВА»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО
Зам.директора по УВР
учителей начальных классов
протокол от 20.08.2025г. № 03
« 20» августа 2025г.
И.Г.Бегунова
№04
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г.Керчи РК
«Школа №23 им.Героя Советского Союза С.Д.
Пошивальникова»
И.В.Рыбец
« 25» августа 2025г.
Приказ от 29.08. 2025г. №497
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
НА 2025-2029 Г.Г.
Составители:
учителя начальных классов
г.Керчь
2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по курсу «Занимательные занятия по русскому языку» составлена в соответствии с требованиями
государственного стандарта, на основании следующих нормативных документов:
•
с пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2025 №2 "О внесении изменений в
санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2";
•
ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (с изменениями);
•
ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 (с изменениями).
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 №704 "О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования",
•
Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.03.2025г.№1937/01-15.
Содержание и методы обучения курса Занимательные занятия по русскому языку» содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и
обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и
раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки,
грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому
усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что
грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях
обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Планируемые результаты освоения программы 1 класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Содержание тем учебного курса 1 класс
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского
языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета».
Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра
«Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных
признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из
стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли
вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака.
Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают словасинонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н.
Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов.
Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова
«Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с
выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В.
Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно».
Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение
сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании
разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного
интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа
над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и
иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .
Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование словответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тематическое планирование. (33 часа)
№
Тема занятия
1
2-3
4-5
6 -7
8- 9
10
11- 12
13
14- 15
16
17
18
19- 20
Сказочное царство слов .
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
В гостях у слов- родственников.
Добрые слова.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.
Слова- антонимы.
Слова- омонимы.
Крылатые слова.
В королевстве ошибок.
Количество
часов
1
2
2
2
2
1
2
1
2
1
1
1
2
21-22
23-24
25
26- 27
28- 29
30- 31
32
33
В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы.
Откуда пришли наши имена.
Занимательное слообразование.
2
2
1
2
2
2
1
1
Итого 33 часа
Планируемые результаты освоения предмета2 класс
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор,
сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы,
архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Содержание программы
В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.
Первый раздел «Фонетика» даёт уч-ся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и
зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Уч-ся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с
характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные
задания.
Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и
смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают
смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.
В разделе «Орфоэпия. Орфография» уч-ся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок
орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.
Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе уч-ся шире знакомятся с
морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их
ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки,
фразеологизмы.
Раздел «Пунктуация» вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в
форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.
Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Уч-ся
знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём.
Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с
иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь
учащиеся.
Содержание программы(34 часа)
Фонетика(6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны
звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и
стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных
слогов. Загадки-шарады.
Морфемика(6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в
слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе
слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина
«Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология(6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и
глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории.
Чайнворды.
Орфография(6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на
правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или
парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика(10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение
слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы.
Логические задачи со словами.
Темы занятий :
Раздел 1 Фонетика 6 часов.
По законам графики, или звуки и буквы
По порядку становись!
Буквы в слове переставим -много новых слов составим!
Какие они разные – гласные -согласные
Удар! Ещё удар!
Привет, страна Олимпия!
Раздел 2 Морфемика 6 часов
Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения.
Покой морфемам только снится
Раздел 3 Морфология 6 часов
Где живут слова и как они находят место?
Существительное – значит существует
Живое – неживое.
С душою или без?
Встреча с именами прилагательными
Глагол – часть речи или речь?
Привет, страна Олимпия!
Раздел 4 Орфография 6 часов.
Законы орфографии
Непроизносимые согласные или звуки потерялись.
Встреча с именами собственными
Весёлая путаница частей слова и речи
Дружба звуков или кое-что о парных согласных.
Привет, страна Олимпия!
Раздел 5 Лексика 10 часов
Поговорим о происхождении или этимология слова
Однозначные и многозначные слова
Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов
Дружба слов.
Встреча с синонимами
Когда значения спорят или кое-что об антонимах.
Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах
Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость
Слово плюс слово – пословица готова…
Привет, страна Олимпия!
Планируемые результаты освоения программы 3 класс
Личностные результаты
•
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
•
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
•
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
•
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
•
интерес к изучению языка;
•
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
•
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
•
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
•
пользоваться словарями, справочниками;
•
осуществлять анализ и синтез;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи.
•
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•
задавать вопросы.
•
лекции;
•
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и
поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•
анализ и просмотр текстов;
•
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Содержание тем учебного курса 3 класс
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство
русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра
«Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву».
Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний
отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е.
Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра
«Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших
слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра
«Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я.
Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают словасинонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н.
Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов.
Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова
«Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с
выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В.
Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно».
Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании
разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования
орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие
познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов.
Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и
иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и
метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование
слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33-34 Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тематическое планирование. (34 часа)
№
1
2-3
4-5
6 -7
Тема занятия Количество часов
Сказочное царство слов . 1
Путешествие в страну Слов.
2
Чудесные превращения слов.
2
В гостях у слов- родственников. 2
8- 9 Добрые слова.
2
10
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
11- 12 Новые слова в русском языке.
2
13
Встреча с зарубежными друзьями.1
14- 15 Синонимы в русском языке.
2
16
Слова- антонимы. 1
17
Слова- омонимы. 1
18
Крылатые слова.
1
19- 20 В королевстве ошибок.
2
21-22 В стране Сочинителей.
2
23-24 Искусство красноречия.
2
25
Праздник творчества и игры.
1
26- 27 Трудные слова.
2
28- 29 Анаграммы и метаграммы.2
30- 31 Шарады и логогрифы.
2
32
Откуда пришли наши имена.
1
33-34 Занимательное слообразование. 2
Итого 34 часа
1
Планируемые результаты 4 класс
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России,осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости
позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное
выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
-сравнение;
-анализ;
-синтез;
-классификация и обобщение по родовидовым признакам;
-установление аналогий и причинно – следственных связей;
-построение рассуждений;
-отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог
и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих
основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение
заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Содержание программы
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение,
произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при
работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (изучается во всех разделах курса). Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания
и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей.
Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения
слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова – имена собственные
(наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с
конкретным и общим значением. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, Наблюдения за использованием в речи антонимов и
синонимов. Первоначальные представления о прямом и переносном значении слова. Знакомство с понятием «фразеологические
обороты», их употреблением в речи.
Состав слова (морфемика) овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении).
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее
значение).
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Склонение имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Согласование
имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные (общее представление).
Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление).
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам.
Спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. Глаголы – исключения.
Имя числительное. Значение и употребление в речи.
Наречие. Значение и употребление в речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий (общее представление).
Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков
предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения (общее представление). Установление
связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные члены предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами. Сложные предложения (общее представление). Конструирование сложных
предложений из простых.
Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.)
овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием
разных типов речи ( описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных
текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в текстах синонимов и
антонимов.
Тематическое планирование 34 часа (1 час в неделю)
1. Речевая культура. Общение. 6 часов
2. Предложение. Текст. 4 часа
3. Слово и его значение. 2 часа
4. Состав слова. 4 часа
5. Имя существительное. 5 часов
6. Имя прилагательное. 2 часа
7. Местоимение. 2 часа
8. Глагол. 5 часов
9. Имя числительное. 1 час
10. Наречие. 2 часа
11. Обобщающий урок (КВН) 1 час.
Итого-34часа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Печатные пособия.
Технические средства обучения:
- телевизор;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- слайд-проектор;
- магнитная доска;
Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.
Учебно-практическое оборудование
Модели и натурный фонд.
Игры и игрушки.