УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа № 23 им. Героя Советского Союза С.Д. Пошивальникова» И.В. Рыбец приказ № 840 от 19.12.2022г. Локальный акт № 305 Положение о приеме детей на обучение, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее- ДНР и ЛНР), Запорожской и Херсонской областей и Украины, в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства в МБОУ г.Керчи РК «Школа №23 имени Героя Советского Союза С. Д. Пошивальникова» по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Положение «О приеме детей на обучение, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее- ДНР и ЛНР), Запорожской и Херсонской областей и Украины, в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства в МБОУ г.Керчи РК «Школа №23 имени Героя Советского Союза С. Д. Пошивальникова» по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми документами: 1.Конституция Российской Федерации; 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»; 3.Статья 78 Федерального закона № 273-ФЗ; 4. Статьи 107 Федерального закона № 273-03; 5.Статья 78 Федерального закона № 273-ФЗ; 6.Пункт З части статьи 34 Федерального закона ЛГУ 273-ФЗ; 7.Пункт 7 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115»; 8.Письма Минпросвещения России от 26 февраля 2021г.№03-205 «О методических рекомендациях»; 9. Методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и Украины, направленные письмом от 4 апреля 2022 г. № 03-442 (далее - Методические рекомендации), для организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств; 10. Пунктов 2 и З статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон .N2 273-ФЗ). 11.Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году, определяющие формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации побразовательным программам основного общего и среднего общего образования для траждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утвержденное от 03 марта 2022 г № 538; 12.Подпункт пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. М) 4528-1 «О беженцах»; 13.Статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ; 14.Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Заключено в г. Москве 26 мая 2000 г.) Пункты 24, 26, 28, 31 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N2 458 (зарегистрирован Минюстом России 1 1 сентября 2020 г., регистрационный N2 59783). 3.Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации»; 4.Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; 5.Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»; 6.Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; 8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 9. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; 10. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; 11.Закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; 12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 13. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с внесенными изменениями от 08.10.2021г. приказ №707 Минпросвещения РФ); 14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»; 15. Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-3PK/2015 «Об образовании в Республике Крым»; 16. Постановление Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 №295 «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории Республики Крым, для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения»; 17. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»». 18. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (далее - Ф3-273) гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. 19. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии ч. 1 ст. 55 ФЗ-27Э предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим в заявлении указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж)о наличии права внеочередного,первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психологопедагогической помощи ребенку; м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных. Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах), а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий ДНР, ЛНР, Украины дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.), в случае если они не являются гражданами Российской Федерации. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах. Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию. Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов. В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР, Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Организация обучения детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей: -уровни общего образования, установленные Законом об образовании (утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г. ЛЬ таззп-нс) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. № 128-П «Об образовании», а также перечень учебных предметов по уровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки ДНР от 7 августа 2020 г. № 119НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП, от 7 августа 2020 г. № 121 -НП) соответствуют уровням общего образования и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации (за исключением учебных предметов «Астрономия» (определен как дополнительный учебный предмет) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛАР), соответственно обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих общеобразовательных организациях; в связи с тем, что в образовательных организациях, действующих на основании указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки, полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда в российских общеобразовательных организациях используется иная система оценивания при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная организация самостоятельно осуществляет перевод пятибалльной системы оценивания в систему оценок, принятой её локальным нормативным актом. В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация , итоги которой позволят рекомендовать класс обучения. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно 8 , с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины: -в соответствии с Законом Украины «Об образовании» от 5 сентября 2017 г. № 2145-VIII в стране установлены следующие уровни полного общего среднего образования: -начальное образование со сроком обучения 4 года; -базовое среднее образование со сроком обучения 5 лет; -профильное среднее образование со сроком обучения З года. Вместе с тем, переход на трехлетнее профильное среднее образование в украинских образовательных организаций полностью не осуществлен. Рекомендуется обучающихся 10—11 классов уровня профильного среднего образования в случае обучения по трехлетней программе (10-12 классы) зачислять в 10 класс. Отметки, полученные в период обучения на Украине с использованием в образовательной организации двенадцатибалльной системы оценок (в том числе при прохождении государственной аттестации), рекомендуется переводить в пятибалльную систему оценивания следующим образом: Украина «10», «11», «12» Российская Федерация «5» «4» «3» «4» В связи с тем, что образовательные стандарты Украины отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории Украины, провести промежуточную аттестацию, на основании которой организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государствен-ного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения. Обучающимся организаций,осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права, меры социальной поддержки и стимулирования, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу). Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и Украины, необходимо: -предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями, исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования; -обеспечить при необходимости возможность участия в итоговом собеседовании по русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования; -обеспечить возможность участия обучающихся М (XII) классов в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию подтверждающую получение общего образования следующего уровня: а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании) организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность. Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, определяющие формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утвержденное от 03 марта 2022 г № 538: -организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, комплексной индивидуально -ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; -обеспечить оказание психолого-педагогической помощи обучающимся; -обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного. Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины. При этом причина «переезд из ДНР, ЛНР, Украины» может считаться уважительной. Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС). В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА- 9 и ГИА- 11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; свидетельство о предоставлении временного убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.). В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в пункт проведения экзамена (ППЭ) осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА- 11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам. Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины. Важно отметить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, отнесена к трудной жизненной ситуации, которая может вызвать эмоциональные напряжения и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи. Поэтому работа педагогов в период адаптации детей и подростков прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины в образовательной организации должна быть направлена на нормализацию и стабилизацию их жизнедеятельности, введение в учебный процесс, подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации. Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции: -образовательную (организация и проведение консультаций для родителей); -психолого-педагогическую посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам). Детей и подростков необходимо ознакомить с правилами образовательной организации, а именно: правила поведения в данном учреждении, режиме. Обеспечить доступность полезных контактов (памятки с указанием телефонов горячих линий, служб, оказывающих психологическую помощь), к кому из специалистов можно обратиться в школе (график работы на кабинете педагога-психолога, администрации, уполномоченного по правам ребенка и т.д.). Важно сделать образовательную среду понятной, стабильной и предсказуемой. Рекомендуется не выделять детей из ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и Украины в специальные группы для проведения мероприятий. Проведение психодиагностики и излишнее пристальное внимание на начальных этапах может их травмировать, поэтому мониторинг состояния детей необходимо проводить в процессе обычных мероприятий в школе. В период адаптации необходимо проводить мероприятия для всего класса, которые будут способствовать интеграции вновь прибывших в классные коллективы (например, конкурс рисунков, создание тематических коллажей и т.п.). Анализ этих рисунков, коллажей может дать информацию об актуальном состоянии детей. Также диагностически значимыми могут быть критерии активности ребёнка не только на уроке, но и вне урока (например, был активным - стал пассивным или ведет себя не характерно для его возраста), характер пищевого поведения, нарушение сна, снижение успеваемости. Поддерживайте контакт с родителями детей или взрослыми, в сопровождении которых прибыли дети, для получения такой информации. По совокупности нескольких факторов, которые могут указывать на признаки кризисного состояния ребенка или подростка возможно определять обучающихся, нуждающихся в оказании им адресной психолого-педагогической помощи. В целом необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность заниматься теми видами деятельности, которые соответствуют их возрасту: играть, выполнять творческие задания, учиться, общаться. Важно разнообразить социальную среду провести знакомство с городом, организовать экскурсии, посещение музеев, дать возможность отвлечься от травмирующих событий, показать разнообразие окружающего мира. В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование навыков конструктивного общения, навыков саморегуляции. Приложение 1. Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования. Уважаемые родители! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее-образовательные организации), наравне с гражданами Российской Федерации. Прием ребенка в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца. В заявлении необходимо указать следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя (ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психологопедагогической помощи ребенку м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении образовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами образовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а); д), а поступающий оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР и Украины (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.). В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в образовательную организацию ребенка могут принять в образовательную организацию на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР и Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в образовательную организацию на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах. Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию. При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт образовательной организации о приеме Вашего ребенка в образовательную организацию. Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю образовательной организации либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМГК). Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Кроме того, Вы как родитель имеете право: -знакомиться с уставом образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. После зачисления в образовательную организацию Вашему ребенку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных образовательной организацией для реализации основной образовательной программы. Также обучающиеся имеют право на: -бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации и др.; -предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; -обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; -уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу). Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Кроме того, родители имеют право: -защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; -принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность органов самоуправления образовательной организации (управляющего совета, совета обучающихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.