Положение о библиотеке

СОГЛАСОВАНО
на заседании
педагогического совета
протокол от 31.12.2014г. № 04

УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от 08.12.2016г. № 574
Директор МБОУ г.Керчи РК
«Школа № 23»

Н.И.Катруха

Локальный акт № 109

Положение
о библиотеке
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении города Керчи Республики Крым «Школа № 23»

1. Общие положения.

Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
ст.35 п.3.; Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле»
№ 78-ФЗ от 29.12.1994г.; с требованиями ФГОС и ГОСС 2004; СанПин
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в образовательных учреждениях» (утвержденные
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности от 25.07.2002г.; с Федеральным законом от 29.12.2010г. № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ; с Уставом МБОУ г.Керчи РК «Школа №
23».
1.1.

Библиотека МБОУ г.Керчи «Школа № 23» участвует в учебновоспитательном процессе, в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.2.

1.3. Деятельность библиотеки МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» (далее
школьная библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки
учебными, методическими и справочными документами учитывается при
лицензировании и аккредитации образовательного учреждения.
1.4.

Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:

 формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
 их адаптация к жизни в обществе;
 создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
 содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и
нравственному развитию учащихся;
 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами
независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности;
 воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
 способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека,
формирование и развитие в соответствие с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
 формирование здорового образа жизни;
 в приоритетном порядке осуществление профилактических, в том числе
воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение
экстремистской деятельности, защита несовершеннолетних от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию.
1.5 Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации,
инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, Уставом
школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности. МБОУ г.Керчи
РК «Школа №23» несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.6

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии
экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г. в школьной библиотеке
запрещено распространение, производство, хранение и использование
литературы экстремисткой направленности.
1.7

1.8 Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для
обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие
к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или
оправдывающие необходимость ocvществления такой деятельности, в том числе
труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии,
фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие
национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской
деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение
заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в
целях массового распространения», а также финансирование и «иное
содействие» этим действиям.
1.9 Зав.библиотекой и библиотекарь ежеквартально проводит сверку
имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком
экстремистских материалов и изымает из оборота библиотеки соответствующие
издания. Зав.библиотекой проводят сверку новых поступлении на всех носителях
с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания.
1.10 В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010г. № 436 «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
федеральным законом от 29.07.2013г. № 135-Ф3 «О внесении изменений в
статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого
доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие
знаку информационной продукции 18+.
1.11 Организация обслуживания участников образовательного процесса

производится в соответствии с правилами техники безопасности
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

и

2. Основные задачи.

2.1 Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)

обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2.2 Формирование в школьной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому
миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой
деятельности,
в
пределах
своей
компетентности,
осуществляет
профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры,
направленные на предупреждение экстремисткой деятельности.
2.3 Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
2.4 Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
2.5 Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных
процессов,
формирование
комфортной
библиотечной среды.
2.6 Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию.
3. Основные функции.

Для реализации основных задач школьная библиотека:









3.1 Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
учебниками и учебными пособиями в соответствии с утвержденными
федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС,
образовательными программами образовательного учреждения;
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, аккумулирует
фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов, рефератов обучающихся и др.);
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития
информации.

3.2 Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на
любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов
экстремистского содержания. Сверка проводится в трехдневный срок с момента
поступления новых документов. При обнаружении запрещенных материалов
экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания
их в фонд открытого доступа. Отдел автоматизации проводит регулярно, не реже
1 раз в квартал, работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных

в библиотеке, к сайтам и электронным документам,
«Федеральный список экстремистских материалов»;

включенным

в

3.3 Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: алфавитный
каталог, картотеки, электронный каталог;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.4 Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
 создаёт









условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, оказывает содействие в организации
внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО и
ООО, содействует развитию критического мышления;
содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения
в организации образовательного процесса и досуговой деятельности
обучающихся;
не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам
экстремистского характера.

3.5 Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с

обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области









педагогических инноваций и новых технологий;
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
создаёт
банк
педагогической
информации
как
основы
единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений
и
публикаций),
информирование
руководства
общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным
процессом;
поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, web-страниц и т. п.)
способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;

3.6 Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО ;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки.

4.1 Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел
учебников и учебных пособий.
4.2 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
4.3 В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования, перехода на новые ФГОС и в пределах средств,
выделяемых учредителями МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» обеспечивает
библиотеку:
 гарантированным

финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на
традиционных и электронных носителях);

 необходимыми

служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
 современной
электронно-вычислительной,
телекоммуникационной
и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4 Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.5 Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в
соответствии с Уставом школы.
4.6 Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского
характера), электронными документами, интернет-сайтами (доступ к которым
возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) и Интернет-ресурсами
осуществляет инженерная служба школы (доступ заблокирован фильтром).
4.7

Происходит

систематическое

информирование

читателей

о

деятельности библиотеки, в том числе через школьный сайт.
4.8
Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов
размещена на школьном сайте в разделе Библиотека (Сайт Министерства
юстиции РФ) http://miniust.ru/extremist-materials
4.9
Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в
отдельном помещении.
4.10 Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.
4.11 Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
4.12 В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками
других образовательных учреждений города.
5. Управление. Штаты.

5.1 Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Уставом школы.
5.2 Общее
руководство
осуществляет директор школы.

деятельностью

школьной

библиотеки

5.3 Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности
школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
Уставом школы.
5.4 Заведующий библиотекой назначается директором школы.
5.5 Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору
школы на утверждение следующие документы:






положение о библиотеке;
правила пользования библиотекой;
положение о платных услугах библиотеки;
планово-отчетную документацию;
технологическую документацию.

5.6 Порядок
комплектования
регламентируется Уставом школы.

штата

школьной

библиотеки

5.7 Работники библиотеки должны располагать сведениями о
запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный
перечень (список) экстремистской литературы.
5.8 В

целях

обеспечения

дифференцированной

работы

школьной

библиотеки могут вводиться должности:
библиотекарь, библиотекарь- педагог.

заведующий

библиотекой,

5.9 Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить
Законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки.
6.1.

Работники школьной библиотеки имеют право:

 самостоятельно

выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и
Положении о школьной библиотеке;

 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки

библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
 рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать

документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;

 определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,

утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
 иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск и в

соответствии с Коллективным договором между работниками и руководством
образовательного учреждения и другими локальными нормативными актами;
 быть представленными к различным формам поощрения;
 участвовать в соответствии с Законодательством РФ в работе библиотечных

ассоциаций и союзов.
6.2.


Работники школьной библиотеки обязаны:

обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами школьной библиотеки;

 информировать пользователей о видах предоставляемой школьной

библиотекой услуг;
 обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
 формировать

фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными
программами учреждения, интересами, потребностями и запросами всех
перечисленных выше категорий пользователей;

 совершенствовать

информационно-библиографическое
обслуживание пользователей;

 обеспечивать

сохранность

использования

носителей

и

библиотечное

информации,

их

систематизацию, размещение и хранение;


ежеквартально проводить сверку имеющихся в фондах библиотеки
документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымать их
из оборота библиотеки;

 обеспечивать

режим работы школьной библиотеки в соответствии с
потребностями пользователей и работой образовательного учреждения;

 отчитываться

в
установленном
порядке
перед
общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год;

руководством

 повышать квалификацию.

7. Права и обязанности пользователей библиотеки.
7.1.

Пользователи библиотеки имеют право:

 получать

полную информацию о составе библиотечного
информационных ресурсах и предоставляемых услугах;

фонда,

 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать

консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;

 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале

печатные издания и другие источники информации;
 продлевать срок пользования документами;
 получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические

справки на основе фонда библиотеки;
 получать

консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным
оборудованием;

 участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к администрации школы.
7.2.

Пользователи школьной библиотеки обязаны:

 соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать

страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
 поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
 пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
 убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;

 возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
 при утрате или порче изданий (книг) и других документов заменить их такими

же, либо изданиями, признанными библиотекой равноценными. За утрату ил
порчу несовершеннолетними читателями документов из библиотечных
фондов ответственность несут родители, поручители, опекуны, попечители;
 полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
Порядок пользования школьной библиотекой:

7.3.
 запись

обучающихся общеобразовательного учреждения в школьную
библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном
порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных
законных представителей) обучающихся – по паспорту;
 перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
 документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
 читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фондов библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4.

Порядок пользования абонементом:

 пользователи имеют право получить на дом не более пяти документов

одновременно;
 максимальные сроки пользования документами:
 учебники, учебные пособия – учебный год;
 научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14

дней;
 периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней;
 пользователи могут продлить срок использования документами, если на них

отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5.

Порядок пользования читальным залом:

 документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не

выдаются;
 энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном

экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
7.6.

Порядок работы с компьютером, расположенном в библиотеке:

 разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух

человек одновременно;
 по всем вопросам поиска информации в интернете пользователь должен

обращаться к работнику библиотеки;
 запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
 запрещается обращение к ресурсам интернета, содержащим экстремистский

характер;
 работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-

гигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».