СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета протокол от 31.12.2014г. № 04 УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от 08.12.2016г. № 574 Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» Н.И.Катруха Локальный акт № 109 Положение о библиотеке в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа № 23» 1. Общие положения. Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.35 п.3.; Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994г.; с требованиями ФГОС и ГОСС 2004; СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (утвержденные Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности от 25.07.2002г.; с Федеральным законом от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ; с Уставом МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23». 1.1. Библиотека МБОУ г.Керчи «Школа № 23» участвует в учебновоспитательном процессе, в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами. 1.2. 1.3. Деятельность библиотеки МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» (далее школьная библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании и аккредитации образовательного учреждения. 1.4. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию учащихся; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование здорового образа жизни; в приоритетном порядке осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 1.5 Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, Уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. МБОУ г.Керчи РК «Школа №23» несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 1.6 В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г. в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности. 1.7 1.8 Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость ocvществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям. 1.9 Зав.библиотекой и библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов и изымает из оборота библиотеки соответствующие издания. Зав.библиотекой проводят сверку новых поступлении на всех носителях с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания. 1.10 В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013г. № 135-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+. 1.11 Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. и 2. Основные задачи. 2.1 Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2.2 Формирование в школьной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. 2.3 Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; 2.4 Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; 2.5 Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 2.6 Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 3. Основные функции. Для реализации основных задач школьная библиотека: 3.1 Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: учебниками и учебными пособиями в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения; комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов, рефератов обучающихся и др.); осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации. 3.2 Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания. Сверка проводится в трехдневный срок с момента поступления новых документов. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. Отдел автоматизации проводит регулярно, не реже 1 раз в квартал, работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам, «Федеральный список экстремистских материалов»; включенным в 3.3 Создает информационную продукцию: организует и ведет справочно-библиографический аппарат: алфавитный каталог, картотеки, электронный каталог; разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.4 Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие в организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, содействует развитию критического мышления; содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуговой деятельности обучающихся; не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера. 3.5 Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; создаёт банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, web-страниц и т. п.) способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; 3.6 Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО ; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки. 4.1 Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел учебников и учебных пособий. 4.2 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 4.3 В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования, перехода на новые ФГОС и в пределах средств, выделяемых учредителями МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» обеспечивает библиотеку: гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на традиционных и электронных носителях); необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.4 Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.5 Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы. 4.6 Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электронными документами, интернет-сайтами (доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) и Интернет-ресурсами осуществляет инженерная служба школы (доступ заблокирован фильтром). 4.7 Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный сайт. 4.8 Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов размещена на школьном сайте в разделе Библиотека (Сайт Министерства юстиции РФ) http://miniust.ru/extremist-materials 4.9 Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 4.10 Организуется работа по сохранности библиотечного фонда. 4.11 Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. 4.12 В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений города. 5. Управление. Штаты. 5.1 Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы. 5.2 Общее руководство осуществляет директор школы. деятельностью школьной библиотеки 5.3 Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы. 5.4 Заведующий библиотекой назначается директором школы. 5.5 Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: положение о библиотеке; правила пользования библиотекой; положение о платных услугах библиотеки; планово-отчетную документацию; технологическую документацию. 5.6 Порядок комплектования регламентируется Уставом школы. штата школьной библиотеки 5.7 Работники библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы. 5.8 В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: библиотекарь, библиотекарь- педагог. заведующий библиотекой, 5.9 Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить Законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности библиотеки. 6.1. Работники школьной библиотеки имеют право: самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о школьной библиотеке; проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск и в соответствии с Коллективным договором между работниками и руководством образовательного учреждения и другими локальными нормативными актами; быть представленными к различным формам поощрения; участвовать в соответствии с Законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций и союзов. 6.2. Работники школьной библиотеки обязаны: обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами школьной библиотеки; информировать пользователей о видах предоставляемой школьной библиотекой услуг; обеспечить научную организацию фондов и каталогов; формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами учреждения, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; совершенствовать информационно-библиографическое обслуживание пользователей; обеспечивать сохранность использования носителей и библиотечное информации, их систематизацию, размещение и хранение; ежеквартально проводить сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымать их из оборота библиотеки; обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательного учреждения; отчитываться в установленном порядке перед общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год; руководством повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки. 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: получать полную информацию о составе библиотечного информационных ресурсах и предоставляемых услугах; фонда, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; продлевать срок пользования документами; получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным оборудованием; участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; обращаться для разрешения конфликтной ситуации к администрации школы. 7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: соблюдать правила пользования школьной библиотекой; бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; при утрате или порче изданий (книг) и других документов заменить их такими же, либо изданиями, признанными библиотекой равноценными. За утрату ил порчу несовершеннолетними читателями документов из библиотечных фондов ответственность несут родители, поручители, опекуны, попечители; полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. Порядок пользования школьной библиотекой: 7.3. запись обучающихся общеобразовательного учреждения в школьную библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту; перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фондов библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: пользователи имеют право получить на дом не более пяти документов одновременно; максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия – учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней; периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней; пользователи могут продлить срок использования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 7.6. Порядок работы с компьютером, расположенном в библиотеке: разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; по всем вопросам поиска информации в интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; запрещается обращение к ресурсам интернета, содержащим экстремистский характер; работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно- гигиеническим требованиям.