СОГЛАСОВАНО на заседании Педагогического совета Протокол от 12.12.2019г. №16 УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от 12.12.2019г. №707а Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» Н.И. Катруха Локальный акт № 234 Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 9 класса в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа № 23» ПОЛОЖЕНИЕ об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Керчи РК «Школа №23» 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации работы над итоговым индивидуальным проектом. 1.3. Защита индивидуального итогового проекта является основной процедурой итоговой оценки достижений метапредметных результатов. 1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 классов. Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 1.5. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, другие педагогические работники. 1.6. Обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта утверждается на заседании ШМО; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. 1.7. Проект может быть только индивидуальным. 1.8. Проект может быть предметным, метапредметным, межпредметным. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 1.9. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий. 2. Этапы и примерные сроки работы над проектом 2.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 2.2. Подготовительный этап (октябрь-ноябрь): выбор темы и руководителя проекта, 2.3. Основной этап (декабрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 2.4. Заключительный (апрель): защита проекта, оценивание работы. 2.5. Контроль соблюдения сроков выполнения ИИП осуществляет педагог, руководитель проекта. 2.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. 3. Требования к оформлению ИИП 3.1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. 3.2. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 3.3. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 3.4.Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Текст не содержит сокращений. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 печатных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Текст работы нумеруется арабскими цифрами. 4. Критерии оценки выполнения проекта 4.1. Индивидуальный проект оцениваться по следующим критериям: Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 4.2. Примерное содержательное описание критериев: Критерий Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Знание предмета Регулятивные действия Коммуникация Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Работа в целом Работа в целом свидетельствует о свидетельствует о способно- способности самостоятельно сти самостоятельно с опорой ставить проблему и находить пути на помощь руководителя ее решения; продемонстрировано ставить проблему и находить свободное владение логическими пути ее решения; операциями, навыками продемонстрирована критического мышления, умение способность приобретать самостоятельно мыслить; новые знания и / или продемонстрирована способность осваивать новые способы на этой основе приобретать новые действий, достигать более знания и/или осваивать новые споглубокого понимания собы действий, достигать более изученного глубокого понимания проблемы Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы 4.3. При проведении оценивания используется следующая шкала: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Баллы Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 1 Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипныхисточников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Критерий 1.2. Постановка проблемы 2 3 Баллы Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но идля школы, города Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможноститворческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, примененыэлементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно. Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован.Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 2. Сформированность предметных знаний и способов действий Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, целипроекта достигнуты Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы Критерий 2.3. Качество проектного продукта 2 3 Баллы Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство 1 использования, соответствие заявленным целям) Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) Критерий 2.4.Использование средств наглядности, технических средств Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстомнаглядности, доклада Средства в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 3 Баллы 1 2 3 3. Сформированность регулятивных действий Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части Баллы Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать 1 ей соответствующую структуру Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую 2 структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с 3 установленными правилами Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения Баллы Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов. Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Критерий 3.4.Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на Баллы аудиторию Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось 1 заинтересовать аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3 4. Сформированность коммуникативных действий Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность Баллы Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура 1 речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зренияпроявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, Автор доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 2 3 Баллы 1 2 3 Общая оценка проектной работы складывается из оценок, полученных по каждому критерию при защите проекта. В итоге "незачет" выставляется учащимся, выполнившим проект с низким уровнем сформированности навыков проектной деятельности, набравшим от 0 до 20 баллов. "Зачет" выставляется учащимся, показавшим базовый уровень сформированности навыков проектной деятельности, набравшим от 21 до 32 баллов и учащимся, показавшим повышенный уровень сформированности навыков проектной деятельности, набравшим от 33 до 48 баллов. 4.3.Ведомость защиты и оценки ИИП: №п/п ФИО ученика Тема проекта Форма проектного продукта Оценка Подпись зачет/незачет 1. 5. Права и ответственность сторон Руководитель индивидуального проекта должен: совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту; совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта. Руководитель индивидуального проекта имеет право: требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. Учащийся должен: выбрать тему индивидуального образовательного проекта; ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта; подготовить публичный отчет о проделанной работе. Учащийся имеет право на: консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта; использование для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы Приложение 1.1. Образец заявления Директору МБОУ г. Керчи РК «Школа №23» Катрухе Н.И. обучающегося (ейся) 9 «___» класса _________________________________ (ФИО) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу разрешить выполнение итогового индивидуального проекта (ИИП) по следующей теме : ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ и закрепить в качестве куратора моего ИИП___________________________________________________ ______________________________________________________________(ФИО куратора). «_____»_______________________ 20_____года _________________/______________________________/ подпись обучающегося ФИО обучающегося «С заявлением ознакомлен, с выбранным направлением, темой согласен» «_____»_______________________20______года _________________/ подпись родителей /законных представителей ______________________________/ ФИО родителей/законных представителей Приложение 1.2. Памятка для обучающегося «Пояснительная записка к проекту» Введение, в котором необходимо: - назвать тему проекта; -сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других; -рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта; -указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой, проблемой, целью и продуктом твоего проекта; -дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа. Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза (всех проектов, где она есть), проектный продукт, план. Основная часть. В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как воплотил его в проектном продукте, привести описание хода своей работы над проектом, в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты использовал в своей работе. Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах, уроков и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал - все это ресурсы твоей проектной работы. Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения специалистов. Заключение В заключении надо: • проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающемся, чему ты научился в ходе работы надо проектом, как изменились твои взгляды и т.п.); • оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему; удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и почему как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал свою работы заново); • показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме проекта). Список использованных источников информации, где ты представишь: • список использованных в печатных источников в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и статей; • адреса сайтов в Интернете, с которым ты работал; • ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности, места работы и ученого звания специалиста); • фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по твоему проекту. Приложение 1.3. Примерный план выступления на защите проекта Введение • • Тема моего проекта....................................................................................................... Я выбрал эту тему, потому что.................................................................................. • Цель моей работы -........................................................................................................ • Проектным продуктом будет -.................................................................................... • Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как......................................... • План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): О Сбор информации (что и как искал информацию)........................................................... О Изготовление продукта (что и как делал)........................................................................ О Написание письменной части проекта (как это делал).................................................. Основная часть • Я начал свою работу с того, что................................................... • Потом я приступил к.............................................................................. • Я завершил работу тем, что.................................................................. • В ходе работы я столкнулся с такими проблемами.................................................... • Чтобы справиться с возникшими проблемами, я............................................. • Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)................................... • План моей работы был нарушен, потому что................................................. • В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как.............................. • Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что...................................... Заключение • Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано, получилось, например.......................................................... • Это произошло, потому что................................... • Если бы я начал работу заново, я бы.............................................. • В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы.......................... • Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как.............................. План подготовки обучающихся 9 классов к процедуре защиты индивидуального проекта 1. Подготови тельный Октябрь 1 декада ноября 2. Планирован ие ноябрь 4. Работа над проектом ноябрьянварь Содержание Анкетирование обучающихся 9-х классов «Предварительный выбор предмета/направления индивидуального проекта» Написание обучающимися заявлений о выборе предмета/ направления индивидуального проекта; Утверждение Положения об индивидуальном проекте обучающихся; Утверждение списков обучающихся, тем и руководителей проектов. Представление резул Анализ анкет предварительного выб Определение целей, задач ИИП, Формулировка проблемы; Определение метапредметных планируемых результатов; Определение источников информации, способов сбора и анализа; Определение способа представления результата; Установление процедур и критериев оценки результатов Выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач; Подбор инструментария и его применение; Консультирование; Создание плана работ проектом (индивидуал каждому предмету/направлению Сбор заявлений Создание приказов об утверждении положен тем и руководителей проектов. Отчет руководителей индивидуальных итого проектов обучающихс методическом совете(я Подготовка конечного продукта (не менее 50%) 5. Промежуто 1-2 декада чная февраля защита. Коррекция, оценка результата Формулировка выводов; Промежуточная защита (в группах по направлениям) 6. Выступлен ия на Дне Науки апрель Выступления обучающихся (авторов проектов) с готовыми проектами (решение о степени готовности проекта принимает руководитель) 7. Работа над проектом апрель Коррекция, доработка, подготовка к защите 8. Защита ИИП апрель Экспертиза проекта; Выводы и предложения; Выявление находок, проблем и поиск направлений развития. с промежуточными результатами подготов Выступление обучающ (авторов проектов); промежуточный отчет руководителей о степе готовности индивидуа проектов к защите Публичная защита индивидуальных проек (решение принимает комиссия) 100%-ая готовность индивидуального прое защите Защита проектов. Определение уровня сформированности метапредметных планируемых результа