УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от 22.03.2021г. № 169а Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» И.В.Рыбец Локальный акт № 259 Положение о службе медиации (примирения) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа № 23» 1. Общие положения 1.1. Служба медиации (примирения) является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет обучающихся, педагогов и родителей заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении. 1.2. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. 1.3. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу, медиации а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта или меры воздействия. 1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов, обучающихся и родителей. 1.5. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2018-2027 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2020 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2018 - 2027 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года. 2. Цели и задачи службы примирения 2.1. Целями службы примирения являются: 2.1.1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы); 2.1.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации; 2.1.3. организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации. 2.2. Задачами службы примирения являются: 2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций; 2 2.2.2. обучение обучающихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности; 2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации; 3. Принципы деятельности службы примирения 3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах: 3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации. 3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении. 3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какоголибо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору. 4. Порядок формирования службы примирения 4.1. В состав службы примирения могут входить обучающиеся 9-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Обучающиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов). 4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения. 4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов). 4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно. 5. Порядок работы службы примирения 3 5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей. 5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения. 5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы, если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече. 5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДН и ЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДН и ЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу. 5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители. 5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения. 5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии. 5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе. 5.9. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о процедуре медиации. Медиатор и стороны принимают все возможные меры для прекращения процедуры в срок не более чем в течение шестидесяти дней. 5.10. Служба примирения в исключительных случаях, в связи со сложностью решаемого спора, по договоренности сторон и при согласии медиатора определяет сроки проведения процедуры медиации не более сто восьмидесяти дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней. 5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 4 5.12. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения. 5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. 5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров). 5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы; 5.16. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным). 5.17. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы. 5.18. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». 5.19. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ. 6. Организация деятельности службы примирения 6.1. Службе медиации администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие). 6.2. Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников. 6.3. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе. 5 6.4. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников). 6.5. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения. 6.6. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. 6.7. Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации. 6.8. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих. 6.9. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. 6.10. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления. 7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации». 6 Приложение 1 Примирительный договор № Участники восстановительной программы (медиации, круга примирения, школьной конференции, семейной конференции) в лице: куратора________________________________________________________ медиаторов:_____________________________________________________ ________________________________________________________________ провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ и пришли к следующим выводам (договоренностям): Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы примирения об их успешном завершении будет куратор _____________________________________________________________ (Ф.И.О. куратора) Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее: Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации школы и другим заинтересованным в решении ситуации лицам (КДНиЗП, инспектору по делам несовершеннолетним). При этом происходящее на встрече медиаторы никому сообщать не будут. Если это соглашение не сработает, и у нас останутся проблемы, то мы согласны вернуться на повторную программу медиации. Фамилии, имена и подписи участников: Куратор _______________________________ (Ф.И.О.куратора) Медиаторы _____________________________ (Ф.И.О. медиатора) __________________________ (Ф.И.О. медиатора ) __________________________ (Ф.И.О. медиатора ) Участники конфликта: ____________________ (Ф.И.О. участника) ____________________ (Ф.И.О. участника ) (подпись) (подпись) (подпись) (подпись) (подпись) (подпись) «_______»________________20____г. 7 Приложение 2 ФОРМА УЧЕТНОЙ КАРТОЧКИ Дата_____________________________________________________________ 1. Ведущий программы____________________________________________ 2. Источник информации об участниках конфликтной ситуации 1. личное обращение 2. свидетели ситуации 3. родители (законные представители), другие члены семьи 4. «почтовый ящик» 5. информация из другого учреждения 6. информация из ПДН ОВД 7. другое Ф.И.О., передавшего информацию___________________________________ 2. Информация об участниках конфликта «Обидчик» «Жертва» Ф.И.О. Ф.И.О. Возраст Возраст Адрес, телефон Адрес, телефон Место учебы Место учебы Другие участники ситуации Ф.И.О._______________________________________________________________________ Отношение к ситуации _________________________________________________________ Контакт, информация__________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. Тип конфликта (можно выбрать только один вариант): - несовершеннолетний (н/л) - н/л - н/л - родитель, родственник (внутрисемейный конфликт) - н/л - учитель, специалист - н/л - другой взрослый - н/л - группа н/л - группа н/л - группа н/л - группа н/л - учитель - учитель, специалист - родитель - учитель, специалист - группа родителей - родитель - администрация учреждения - группа родителей - администрация учреждения - другое 4. Характер конфликта: не криминальные (обида, недопонимание, ссора и т.п.) 5. Тип программы (можно выбрать только один вариант): 1. программа примирения (не между родственниками) 2. программа примирения в семье 3. семейная конференция (с участием членов расширенной семьи) 4. программа заглаживания вреда 5. школьная конференция 6. «круг заботы» (с участием специалистов) 6. Опыт проведения восстановительных программ для сторон конфликта (можно выбрать только один вариант): - ни для одной из сторон восстановительная программа не проводилась (до этого) - для одной из сторон восстановительная программа проводилась (до этого) 8 - для разрешения конфликта между этими сторонами восстановительная программа проводилась (до этого). 7. Информация о ситуации Дата ситуации______________________________________________________________ Дата передачи дела ведущему________________________________________________ Фабула ситуации ___________________________________________________________ Попытки решения ситуации, последствия ситуации___________________________ Дополнительная информация для ведущего 8. Результат программы: - примирение сторон: - разрешение ситуации без примирительной встречи - ситуация не изменилась - углубление конфликта 9. Причина, по которой восстановительная программа не имела положительного результата (т.е. ситуация не изменилась либо произошло углубление конфликта): - участники ситуаций отказались от участия в восстановительной программе - участники ситуаций отказались от участия в примирительной встрече - иные причины 9 Приложение 3 Квартал Число школьных конфликтов, поступивших в СШМ, типы конфликтов Число педагогов, принявших участие в программах Число педагогов, обученных и использующих восстановитель ные практики Оценка положительных результатов работы службы медиации (примирения) со стороны участников (отзывы), % Информиров анность школьников о службе примирения (знают, в чем суть медиации), % Информация службы школьной медиации о способах реагированию на конфликты за _______ квартал 20____ года Куратор службы школьной медиации ______________ 10